Контрольная работа: Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

План

1. Теоретическая часть.

1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие.

1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН.

1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН.

1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.

2. Практическая часть.

2.1 Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.

2.2 Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия.

Выводы.

Литература.


1. Теоретическая часть

фонематический слух речь недоразвитие ребенок

1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическим слухом принято называть умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

(Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем». [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения, уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.

Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.

(С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребёнок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, тихо или громко. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становиться возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

До 60-х годов XX века в методике обучения русского языка понятием звуковой анализ характеризовали два направления: наличие или отсутствие данного звука в слове, а так же понимали линейную последовательность звуков в слове. Но так как первое направление характеризовало устную речь, а второе – письменную, то в методике существовала путаница. В 60-е годы Д.Б. Эльконин развёл эти два понятия: первому дал название фонематический слух, а второму – фонематическое восприятие. [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].

1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

[Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961].

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 302
Бесплатно скачать Контрольная работа: Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием