Курсовая работа: Финансовый план предприятия
Финансовое планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии. Финансовый план (или система финансовых планов) - один из основных разделов бизнес-плана, который является планом развития предприятия и разрабатывается как для нового, 'только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план предприятия охватывает достаточно длительный период - 3-5 лет, иногда и больше. В этом случае финансовый план является финансовым разделом бизнес-плана и представляет собой финансовый прогноз на 3-5 лет. Для целей выявления предпринимательского потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый план разбивается на более короткие периоды времени - год, квартал, месяц - и может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом. Процесс финансового планирования состоит из следующих этапов:
1) Анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе ведущих финансовых документов - балансе, отчета о прибылях и убытках, отчете о движении наличности;
2) Долгосрочное финансовое планирование;
3) Оперативное финансовое планирование.
Целью долгосрочного финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные планы (бюджеты). Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие.
Основой краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия. Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов:
1) материальный бюджет - планирует виды и количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана;
2), бюджет закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления всех планов;
3) трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности;
4) бюджет управленческих расходов - включает расходы в виде окладов управляющих, расходы на командировки, деловые поездки, гонорары, расходы на служебные помещения и др.;
5) финансовый бюджет, включает в себя: а) бюджет наличности - имеет своей целью обеспечить ликвидность предприятия;
б) бюджет дополнительных вложений капитала - уточняет запланированные денежные расходы на строительство или приобретение оборудования, реконструкцию, расширение производства и пр. Часто в отечественной литературе [3] термин "финансовое бюджетирование" называют "сметным планированием", под которым понимается составление различного рода смет при бизнес-планировании, в том числе и финансовых. При этом предполагается, что финансовый план вбирает в себя результаты других разделов бизнес-плана: планов производства и маркетинга. Это учитывается и в данной курсовой работе, последовательность проведения которой представлена в разделе 2.2.
При расчете показателей используются балансовый и нормативный методы финансового планирования.
1. Расчет объема реализации и себестоимости реализованной продукции (сметы объема продаж и затрат).
На основе этих расчетов определяется объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в денежном выражении. Составляется смета объема продаж на основе прогнозов объемов продаж в натуральном выражении и ожидаемых цен на товары (работы, услуги). Расчеты этих показателей являются задачами плана маркетинга, поэтому в данной курсовой работе они не рассчитываются, а задаются частично в соответствующих приложениях по вариантам. В вариантах, относящихся к промышленным предприятиям, смета объема продаж объединена со сметой производства, которая учитывает запасы (остатки) на начало и конец периода (года) в денежном выражении (таблица 2). При этом предполагается, что не все производственные мощности задействованы, а величина Материальных запасов не оптимальна. Более подробно о порядке составления сметы объема продаж и сметы производства см. в [3, с. 175]. Учитывая специфические особенности производственного процесса у предприятий разных отраслей, в курсовой работе методические указания к выполнению раздела 3.1 представлены по вариантам.
Вариантам 1, 2, 3 целесообразно начинать выполнение курсовой работы с составления смет затрат на производство и реализацию продукции. Форма сметы представлена в таблице 1, в основе сметы - расчет экономических элементов затрат. Для составления этой сметы необходимо выполнить отдельные плановые расчеты (сметы) материальных затрат, расходов на оплату труда, амортизационных отчислений на реновацию, составить отдельную смету коммерческих и управленческих расходов. Исходные данные к составлению этих смет представлены в приложениях 2-9,11.
Таблица 1
Годовая смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
Наименование экономического элемента затрат | Используемые для расчетов приложения | |
1 | Материальные затраты | 11 |
2 | Расходы на оплату труда | 11 |
3 | Отчисления на социальные нужды | |
4 | Амортизационные отчисления | 9 |
5 | Прочие затраты | 11 |
6 | Итого затрат: | |
В том числе: | ||
– переменные затраты | ||
– постоянные затраты |
Более подробную характеристику состава экономических элементов затрат см. в [4, 6] с учетом изменений, которые могут произойти в экономической политике государства на момент выполнения курсовой работы.
При отсутствии изменений в налоговой политике, отчисления на социальные нужды рассчитывать в соответствии с существующими нормативами отчислений: в Пенсионный фонд -28%, на социальное страхование -5,4%, в Фонд занятости -1,5%, на обязательное медицинское страхование -3,6% от п.2 таблицы 1.
При составлении отдельных смет следует давать им соответствующие названия, например, "Смета материальных затрат", "Смета расходов на оплату труда" и т.д.
Амортизационные отчисления на реновацию рассчитываются на основе Среднегодовой стоимости основных фондов и средней нормы амортизации (приложение 9). При расчете амортизационных отчислений необходимо учесть план капитальных затрат (приложение 12).
Экономический элемент "Прочие затраты" является комплексным и включает в себя затраты, не вошедшие в элементы 1-4. Укрупненный состав прочих затрат представлен в приложении 8, более подробную их характеристику см. в [4].
Составив смету затрат, необходимо разделить затраты на переменные и постоянные. Известно, что к переменным(условно-переменным)относятся затраты, зависящие от изменения объема производства продукции
- затраты на сырье, материалы, электроэнергию, основную заработную плату производственных рабочих и другие. Постоянные - это расходы, которые не зависят (или слабо зависят) от изменения объема производства
- амортизационные отчисления, плата за аренду, общехозяйственные расходы на отопление, освещение, административно-управленческие расходы и другие.
В данной курсовой работе к переменным относятся материальные затраты (табл. 1), 50 % расходов на оплату труда, 50 % суммы отчислений на социальные нужды. Амортизационные отчисления, прочие затраты и часть расходов на оплату труда с отчислениями отнесены к постоянным.
После составления сметы затрат на производство и реализацию продукции (табл. 1), составляется смета объема и себестоимости реализованной продукции, в которой рассчитывается выручка от реализации продукции и себестоимость реализованной продукции. Смета составляется по форме таблицы 2.
При расчетах следует иметь в виду, что остатки готовой продукции на складах и товаров, отгруженных на начало года, представлены в таблице 2 (строки 1" и 1^), а на конец года они рассчитываются на основе норм запаса в днях (табл. 2, строка 5') и однодневного выпуска товарной продукции в отпускных ценах (табл. 2, строка 5'\ по себестоимости - на основе табл. 2, строка 5^ с учетом данных сметы затрат на производство (табл. 1). Планируемый объем выручки от реализации продукции предприятий представлен пунктом 7^ , плановая себестоимость реализованной продукции - пунктом 7" таблицы 2.
Объем выручки от реализации продукции увеличивается на размер НДС (приложение 9), который вычитается при последующем расчете прибыли от реализованной продукции.
1.2. Варианты 4,5 (городская телефонная сеть)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--