Курсовая работа: Космос против хаоса
Помнишь: мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Это сказка.
А если бы яичко не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в солнце или в луну?
Тогда, скорее всего, это была бы не сказка, а миф.
Мифы есть у всех народов. Миф рождается вместе с языком, вместе с сознанием человека как первый проблеск мысли, пытающейся сопоставить близкое с далёким, понятное с непонятным. Сопоставить, чтобы объяснить, кем создан мир и человек, как появилось небо, а на нём солнце, звёзды, луна. Мифические объяснения нам кажутся фантастичными и сказочными.
Они не казались такими тем людям, которые творили мифы. В миф безусловно верили. Этим он отличался от сказки. Сказка — ложь, вымысел. Миф — правда. Первоначально в мифе было заключено всё знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя всё, что позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию. В этом смысле миф синкретичен.
Это слово нам уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово (см. раздел предшествующей главы «Память жанра»). Миф тоже синкретичен, поскольку в нём все будущие формы сознания слиты и неразличимы.
Понятие:
Миф — первое творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф — это рассказ о богах и о героическом начале человеческой истории.
В любом музее есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в античности, по сей день называют классическим.
Понятие:
Слово “античность” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность, старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим — культурное прошлое, общее для всей Европы.
Тот, кто хочет свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания хотя бы основных событий и имён античной мифологии. Иначе стихи Пушкина и Тютчева придётся читать со словарём, чтобы узнать, кто такие Зевс и Геракл, Венера и Марс.
Греческие боги и сейчас кажутся прекрасными. Такими мы их помним. Но не такими они были при своём рождении. И греческие мифы первоначально были не такими, какими их хранит память европейского искусства.
Как современный человек знакомится с античной мифологией? Чаще всего, читая книгу Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Она неоднократно издавалась. Её обязательно нужно прочесть. В ней учёный стройно и увлекательно восстанавливает весь греческий пантеон (от греч. слов “пан” — всё и “теос” — бог). Открывая её, ощущаешь себя вошедшим в греческий зал современного музея.
Однако мы договорились, что попытаемся читать тексты исторически, различая в них глубину и движение. В таком случае необходимо помнить, что совершенство классических богов это не весь греческий миф, а лишь его заключительная часть. Боги не сразу стали прекрасными, а было время, когда богов вовсе не было.
Первым объектом поклонения для человека была природа. Она представлялась ему живой и радостной. Из неё родились боги.
Цитата на поля:
«Боги Греции» — так называется знаменитое стихотворение немецкого поэта Фридриха Шиллера. На русский язык его перевёл не менее замечательный поэт — Афанасий Фет:
ЗдесьнавысяхжилиОреады,
БезДриад — нирощи, нилесов,
ИизурнырадостнойНаяды
Пенапрядаларучьёв.
Шиллер перечисляет нимф — природных божеств, которых греки различали по месту их обитания. Для гор — Ореады, для деревьев — Дриады, для рек — Наяды. Каждое место охраняет своя нимфа, открывающая доступ человеку, если он умеет войти так, чтобы не нарушить природную гармонию.
Да, поклонение природе явилось для человека первой верой. В этом поэт прав. Но нимфы и другие прекрасные божества не были первыми образами, созданными этой верой. На первой стадии человек одухотворял саму природу, поклонялся животным и растениям. Эту веру называют анимизмом.
Понятие:
Анимизм(от латинского анима — душа) — ранняя стадия мифологического мышления, когда одушевление природы ещё не привело к созданию человекоподобных богов.
К тому же первое впечатление от общения с природой не было светлым и радостным. Она не столько пленяла и восхищала, сколько пугала и представляла для человека смертельную опасность. Вот почему в своём воображении он населил её чудищами, демонами.
Круг понятий:
Миф:
синкретизм | пантеон |
анимизм | правда или вымысел? |
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--