Курсовая работа: Онтологическая проблематика в буддизме

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме

1.1 Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»

1.2 Буддийские представления о бытии как взаимодействии элементов

Глава 2. Особенности понимания буддизма в работах отечественных ученых

2.1 Анализ буддизма в трудах Ф.И. Щербатского

2.2 Анализ буддизма в трудах учеников и последователей Ф.И. Щербатского

2.3 Буддизм как онтоэтическое учение

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы

Восток… Он всегда привлекал, манил к себе неразгаданностью, таинственностью, самобытностью.

Чаще всего Восток изучается с точки зрения взаимодействия с Западной культурой. Проблема существования антагонистической пары Восток-Запад, их различия и сходства, притяжения и отталкивания, их культурного взаимодействия приобретает особую остроту и актуальность в последнее время, время военного и политического противостояния.

Увлечение Запада Востоком началось очень давно – с древних торговых связей, кажущихся уже вечными. По мнению многих исследователей именно крестовые походы положили начало превращению европейского рыцарства из шайки кровожадных псов в изысканнейшую часть общества. До этого отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки. .

Затем Восток обрел статус географической и культурной реальности. Он стал более близким, но все еще чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам приобрел характер модного увлечения. Тончайшие фарфор и ткани, сказочные ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады — Запад как большой ребенок играл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший негу и роскошь. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцентричности мира.

Таким образом, культура Востока постепенно проникает в жизнь Запада: в его быт, в его искусство, и конечно же в его образ жизни. Европа перестает осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращается весь остальной мир.

Выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что «ключ к восточной душе» - буддизм, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Действительно, возможно ли строить взаимоотношения с каким-либо народом, будучи незнакомым, с его традициями, мировоззрениями, философией? А стремление к налаживанию международных отношений – залог успеха внешней политики любого государства.

Культура, искусство Востока неразрывно связано с философией, народов, населяющих его. А мировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителями которой они являются. Со временем самой распространенной из них становится буддизм.

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета»[1] . Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи.

Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская «азбука».

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 279
Бесплатно скачать Курсовая работа: Онтологическая проблематика в буддизме