Курсовая работа: Разработка лабораторно-практических работ по технологии
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4
1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7
1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13
1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16
1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21
1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22
1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37
Литература…………………………………………………………………….....42
Приложения
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.
Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.
Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;
- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;
- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»[2]. Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.[6]
В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--