Статья: Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно - технологического профиля
Проанализировав положительные стороны профилизации: отказ от одинаково глубокого изучения предметов; выбор содержания образования в соответствии со способностями, интересами учащихся; обучение системному подходу на основе интегрированных курсов, быстрое реагирование системы образования в школе на определенные профессиональные потребности общества путем введения соответствующих элективных курсов, школа №5 г.Добрянки вступила в муниципальный эксперимент по организации профильного обучения. В 2004-05 учебном году в школе были открыты 2 профиля (информационно - технологический, гуманитарный) и универсальный класс. Виды профилей и их количество обусловлено тем, что у значительного числа выпускников основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе профессиональной деятельности, но наиболее востребованными среди учащихся нашей школы являются гуманитарное и информационно - технологическое направления. Жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия универсальных (общеобразовательных) старших классов, а также возможность смены профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы.
Формирование содержания образования в профильных классах рассмотрим на примере информатики в классе информационно - технологического профиля. Данная специализация предполагает знакомство учащихся с отраслями общественного производства, обеспечивающими разработку программных средств, грамотное использование информационных технологий и ресурсов. Специализация рассчитана на широкое применение учителем персонального компьютера (ПК) как в процессе преподавания, так и для организации практической работы учащихся. Учителя школы подготовлены к использованию информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, т.к. в течение двух лет на базе школы проводился эксперимент по оптимизации учебного процесса с использованием средств ИКТ. Учителя, работающие в профильном классе, владеют основами работы на ПК, используют современные ИКТ на уроке.
Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Задачи:
освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );
овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования;
развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В соответствии с целями и задачами обучения в классе информационно-технологического профиля на профильном (повышенном) уровне изучаются предметы: информатика, математика, физика.
Ведущим предметом является информатика. Информатика - современная, динамично развивающаяся научная дисциплина. Как предмет информатика - это не только сложившаяся система знания и методик преподавания, но и область исследований, незавершенная, открытая для научного поиска, для методического творчества учителя.
Каждый ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на старшей ступени обучения.
Сочетание репродуктивных методов при освоении основ предмета и продуктивных с опорой на самостоятельность при дальнейшем продвижении учащегося - эта технология, используемая нами в обучении информатике в классе информационно - технологического профиля.
В качестве базового учебника в нашей школе взят учебник Н.Д.Угриновича "Информатика и ИТ", рекомендованный для классов информационно - технологического профиля. Анализируя учебник, мы пришли к выводу о том, что он охватывает не все разделы курса информатики, необходимые в данном профиле, поэтому учителями используется дополнительная литература: задачник №1,2 под редакцией И.ГСемакина, Е.К. Хеннера, "Лекции по программированию" А.П.Шестакова.
Составленное тематическое планирование охватывает 11 основных разделов курса (рис.1).
А- ПК и программное обеспечение |
Б- Информация. Информационные процессы |
В- Технология обработки графической информации |
Г- Технология обработки текстовой информации |
Д- Основы логики и логические основы ПК |
Е- Алгоритмизация и программирование |
Ж- Моделирование и формализация |
З- Технология обработки числовой информации |
И- Технология хранения, поиска и сортировки информации |
К- Коммуникационные технологии |
Л- Социальная информатика |
При планировании уроков в профильной школе основной упор делается на практическую составляющую. Таким образом, соотношение теории и практики составляет примерно 1,3 : 2.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--