Статья: Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика
В ходе нашего исследования мы выделили совокупность выявленных нами существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория» в условиях личностной парадигмы, а именно:
• Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.
• Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
• Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.
• Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.
• Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.
• Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию.
• Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.
Исходя из выделенных признаков, мы можем сделать вывод о важной роли целеполагания, пронизывающего процесс проектирования, организации и реализации учеником (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, определение которой может сводиться к следующему: Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Гипотеза нашего исследования связана больше с дистанционной образовательной деятельностью и состоит в том, что если мы хотим выявить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию ученика в условиях дистантных форм обучения, то мы должны рекомендовать дистанционному педагогу и локальному координатору, каким образом можно обеспечить импульс самодвижения через мотивацию, как создать условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, помочь методически осуществить проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, включающей смысл деятельности, цели, предполагаемые способы работы, критерии оценки и формы контроля, а также спроектировать построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению ИОТ для всех субъектов образования в условиях использования средств компьютерных телекоммуникаций.
Обширность темы не позволяет описывать подробно все элементы этой работы, однако, мы можем представить опыт решения некоторых проблем целеполагания, выявленных нами в ходе экспериментальной деятельности в очном обучении (на базе НУ ДО Школа менеджеров г.Нефтекамска) и в дистанционной образовательной деятельности (на базе ЦДО «Эйдос», г. Москва).
При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»1, можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и реализация ИОТ ученика. Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.
«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»2. Являясь предельно понятным, это определение тем не менее вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.
Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес. Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации образования, таким как профильное обучение, развитие познавательного интереса, интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу, упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет право ученического целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора – и познавательную радость.
Для осуществления целеполагания субъектам обучения нужно понимать, какие элементы образовательной парадигмы являются необходимыми для «запуска» ИОТ. Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:
Ценности
учение для самореализации человека в жизни, для проявления и развития своих личностных качеств, для осуществления индивидуального человеческого предназначения
Мотивы
заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения образовательных результатов;
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними
Нормы
обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;
авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития профессиональных и личностных компетенций
Цели
направленность учения на овладение основами человеческой культуры и ключевыми компетенциями: ценностно-смысловыми, информационными, познавательными, коммуникативными и т. д.;
осознание учителем права ученика на личные образовательные цели
Позиции участников учебного процесса
педагог создает условия для самостоятельного учения;
педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--