Статья: Развитие ученического проектирования как способ самореализации школьников
Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски отбор талантливых учеников, оказание им всемирной поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.
Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Безусловно, важнейший уровень ученического проектирования – школьный. От квалификации учителя, педагога дополнительного образования во многом зависит степень вовлечения школьников в научные исследования. На уроках, занятиях, кружках, студии, факультативах и др. ведется кропотливая совместная работа ученика и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных, школьники учатся вести дискуссию по теме исследования, ориентированно оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе. Проектная и исследовательская деятельность способствует построению индивидуальной траектории образовательного процесса.
Основу метода проектов составляют следующие положения:
1. Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
2. Умение ориентироваться в информационном пространстве;
3. Умение самостоятельно конструировать свои знания;
4. Умение интегрировать свои знания из различных областей наук;
5. Умение критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Это задача личностно-ориентированной педагогики. Субъектами научно-исследовательской работы являются педагоги. Заместители директора школы организуют учителей на педагогический поиск, устанавливают деловые связи с вузами. Научные методы привлекают к научному исследованию учащихся, объединяют их в творческие группы.
Дальнейший успех развития проектной и научно-исследовательской деятельности в школе обеспечивается наличием трех основных условий:
нормативно-организационная база;
богатая материально-техническая база;
творческая заинтересованность педагогов в данном поле деятельности.
Научно-исследовательская и проектная деятельность становится мощным действенным фактором, влияющим на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка; это эффективное средство получения современного образования.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.
Актуальность широкого внедрения в практику работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.
Говоря об ученическом проектировании, необходимо выделить основные концептуальные положения, на которых базируется работа со школьниками в образовательном учреждении.
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных способностей.
2. Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся.
3. Формирование обще-учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития ученика.
4. Улучшение учебной мотивации и развития познавательных интересов.
5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
6. Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у учеников и учителей.
7. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
8. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
9. Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложнявшихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен.
10. Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.
11. Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.
12. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--