Статья: Система успешной реализации замыслов
Эффективные решения — залог успешной реализации замысла. Управленческое решение — это, как правило, выбор определенного курса действий из возможных вариантов (альтернатив).
Процесс подготовки и принятия решения включает следующие основные этапы:
Постановка проблемы.
Выявление альтернатив.
Выбор оптимального варианта.
Реализация решения.
Контроль результатов.
Вначале выясните исходную ситуацию. Для этого ответьте на следующие вопросы:
кто должен решать (вы, другое лицо, коллективный орган)?
где, в каком месте, при каких обстоятельствах предстоит принимать решения?
когда требуется принять решение?
как, в какой форме должно быть выражено решение?
что обусловливает решение? В чем его цель, замысел? Для чего оно служит? Зачем его надо принимать?
Выберите критерии оценки успешности решения. Только при наличии четких критериев вы сможете успешно оценить итоги принятого решения.
Начните с предварительной формулировки проблемы. Соберите все необходимые данные для уточнения постановки проблемы. Попробуйте разбить ее на части, на этапы. Попытайтесь изложить проблему в форме противоречия.
Изложите проблему письменно — если не сможете, значит вы ее не понимаете. Избегайте при этом чрезмерной общности, некорректности формулировок. Определите объекты, взаимосвязь между ними; попытайтесь изобразить это на бумаге.
Не принимайте следствия, симптомы за сами проблемы. Подмена реальной проблемы ее следствиями — распространенная ошибка. Используйте такой пример. Первое пришедшее вам в голову объяснение проблемной ситуации считайте следствием. Задавая вопрос «Чем вызвано это следствие?» и воспринимая ответ опять как следствие (исходной проблемной ситуации), можно добраться до действительных причин.
Обратитесь за помощью к друзьям, коллегам. Но прежде убедитесь, что ваши собственные возможности исчерпаны.
Выявление альтернатив
Если вы хорошо проработали постановку проблемы, то почти наверняка у вас уже есть возможные решения — как побочный результат первого этапа. Основная задача этого этапа — обеспечить полноту набора возможных альтернатив.
Воспользуйтесь табличным методом. Он заключается в формировании поля возможных управленческих решений путем заполнения таблицы, строками которой являются компоненты проблемной ситуации, а столбцами — параметры решения, которые должны быть учтены, а также временные и ресурсные возможности. Анализ пересечения каждой строки с каждым из столбцов — источник вариантов.
В решении несложных проблем поможет схема дихотомического деления (деление исходного варианта на пару противоположных возможностей). Тогда при многократном делении получится «дерево» решений, отдельные «отростки» которого могут в общем случае иметь не пару, а несколько ответвлений от одного узла.
Попробуйте по отношению к проблеме сформулировать вопросы такого типа:
какие возможности есть для...;
что можно сделать, чтобы...;
как надо себя вести, если... .
Если в одиночку не удается составить обозримое и полное поле решений, привлеките коллег к «мозговой атаке». Суть ее — в высказывании участниками любых идей, сколь бы глупыми, дикими или невероятными они ни казались. Критика идей запрещается. Их перечень — материал для последующего анализа.
Постарайтесь систематизировать, сгруппировать полученные варианты. Фиксируйте каждый вариант на отдельной карточке — это облегчит их классификацию.
Выбор оптимального варианта
Основные вопросы здесь — чем руководствоваться при выборе единственного решения из многих вариантов? Как более или менее уверенно выбрать оптимальный вариант?
Ниже приводится ряд простейших рекомендаций.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--