Статья: Стратегия эффективной организации
Стратегия — это путь; принципиальное направление для планирования действий, которые нужно будет предпринять, чтобы добиться желаемого результата. Выбор стратегии можно сравнить с выбором дороги, по которой вы планируете ехать. Предпочтя ее, вы вынуждены ехать по ней, меняя лишь полосу движения и скорость. Смена дороги возможна не всегда: только в особых точках — перекрестках с другими дорогами. Ошибочный выбор дороги, ведущей не в том направлении, невозможно исправить никакими тактическими средствами: ни полосой, ни скоростью движения.
Стратегия стоит на контроле соответствия между вашими мыслями (идея, видение и миссия) и поставленными конкретными целями и планом последующих действий. Стратегия отвечает на вопрос «Как получить желаемое?». Причем не просто получить, а получить при ограниченных ресурсах — минимальных затратах денег, времени и сил.
Стратегия решает массу задач, но фактически она принципиально описывает всю последующую деятельность компании. Под стратегией понимается описание того, как будут достигаться цели, решаться существующие и возникающие проблемы и распределяться необходимые для этого ограниченные ресурсы. На основе этого документа персонал компании сможет принимать взаимосвязанные решения, призванные обеспечить скоординированное и упорядоченное достижение целей.
Все планы, бюджеты и процедуры, которые будут готовиться в компании после принятия стратегии, должны быть сделаны на основе документа «Стратегия компании» или приведены в соответствие с ним. Стратегия позволит вам сформировать стратегический (долгосрочный) план, а также осуществлять средне- и краткосрочное планирование в ключе единых стратегических целей. Исходя из этого, вы сможете быстро оценить соответствие действий, предпринимаемых персоналом компании, поставленным целям.
Характеристика документа «Стратегия компании»:
Описывает общие выбранные направления развития компании.
Описывает принципиальные действия, которые будет предпринимать компания для достижения поставленных целей.
Содержит принципы и правила принятия решений.
Указывает период, на который ориентирована стратегия (например, среднесрочное планирование на ближайшие 3-5 лет).
Средний объем документа — 1-3 страницы. В крупных компаниях стратегия может занимать десятки страниц.
Стратегия должна отвечать на вопросы:
чего мы должны достичь;
что мы должны сделать для того, чтобы этого достичь;
как конкретно мы собираемся достигать поставленных целей;
что мы ни в коем случае не должны делать?
Что нужно учесть при разработке стратегии:
Соответствие целей стратегии состоянию внешней и внутренней среды — существуют ли возможности реализации стратегии, нет ли критических ограничений.
Оценку имеющихся ресурсов. Необходимо распределить ресурсы в соответствии с реализуемой стратегией, а также повысить эффективность используемых ресурсов за счет их перераспределения.
Внесение изменений в действующую организационную структуру и действующую систему работы. Предусмотреть изменения в компании, без которых реализация стратегии невозможна.
Возможность корректировки стратегического плана в том случае, если этого потребуют вновь возникшие обстоятельства.
Внешние и внутренние стратегии в компании
Стратегии могут быть связаны как с внешней средой компании — внешние стратегии, например стратегия конкуренции, так и с внутренней — внутренние стратегии, например стратегия развития персонала:
Внешняя среда — внешние стратегии (рынки, конкуренты, политическая ситуация и т. п.)
Внутренняя среда — внутренние стратегии (продажи, персонал, финансы и т. п.)
Своя стратегия может быть у каждого ключевого процесса в компании. Общая стратегия компании может состоять из «подстратегий».
Пример: Стратегия выживания в кризис
В данной ситуации общая для компании стратегия «Выжить в кризис» будет складываться из подстратегий каждого из подразделений компании. У каждого из подразделений будет собственная стратегия. Если компания небольшая и подразделения не выделены, подстратегий по функциональным направлениям могут быть упрощены. Но их наличие является обязательным условием существования организации и ее эффективной работы.
Стратегия отдела продаж:
Повысить эффективность работы менеджеров на 10%.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--