Статья: Влияние средств массовой информации на политическую ситуацию (на примере предвыборных кампаний в Краснодарском крае
Краснодарский край в последние годы стал одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны, когда она выходит на международный уровень развития в политике, экономике, бизнесе, когда краснодарские курорты, культура и спорт заявляют о себе стремительным движением вперёд, журналистика выступает не просто средством передачи информации. Рассказывая о достижениях и переменах в крае, поддерживая диалог между властью и народом, анализируя происходящие события и давая им оценку, показывая реального человека труда, кандидата в депутаты на выборах всех уровней власти, кубанская журналистика формирует одну из главных движущих сил современного информационного общества – общественное мнение.
Данная диссертационная работа посвящена влиянию средств массовой информации на политическую ситуацию в период выборов на примере предвыборных кампаний Краснодарского края 1996–2005 гг.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием интереса к современным проблемам воздействия масс-медиа на электорат во время предвыборных кампаний, также необходимостью более глубокого изучения региональных особенностей влияния СМИ на результаты голосования электората.
Краснодарский край рассматривается федеральным центром как стратегический регион, так как это обусловлено электоральной значимостью: здесь насчитывается 3,75 млн избирателей. Это составляет 3, 52 % всего российского электората.
Также регион занимает лидирующие позиции в России по количеству зарегистрированных СМИ – более 900. На момент 2004-2005 года в крае выходит 524 газеты (городские и районные), 82 журнала и осуществляет вещание 122 телерадиокомпании, действует более 50 городских и районных типографий, 76 издательств, 9 информационных агентств. В том числе край входит в десятку регионов, где наиболее развита система Интернет.
Интерес к информации у жителей Краснодарского края активно поддерживается административным звеном, что подтверждается стабильно высокими бюджетными расходами на эти цели.
Краснодарский край – один из субъектов Российской Федерации, в которых приняты специальные законы о бюджетной поддержке СМИ. Закон № 66-КЗ «О государственной поддержке средств массовой информации Краснодарского края» был принят Законодательным Собранием края 25 февраля 1997 года. По нему, государственная поддержка оказывается редакциям СМИ, внесённым в краевой реестр средств массовой информации.
Обращает на себя внимание стабильность высоких бюджетных показателей поддержки СМИ именно в годы, совпадающие с выборными процессами и некоторое их снижение в периоды, когда выборов нет. Это бесспорный факт, подтверждающий влиятельность масс-медиа на формирование общественного мнения, а значит, на выбор электората.
Одной из особенностей медиасистемы России последних лет является изменившаяся структура печатного рынка. На смену вертикально-иерархической структуре, господствовавшей в Советском Союзе, пришла горизонтальная, ориентированная прежде всего на региональный рынок. Местные газеты стали реально конкурировать со столичными изданиями, в том числе и потому, что их информация и реклама лучше соответствуют интересам и нуждам читателей в глубинке. Е.Л. Вартанова характеризует газетный рынок Краснодарского края как монохромный, ставя его в один ряд с рынками Калмыкии и Башкирии. Так, по данным сборника «Общественная экспертиза: анатомия свободы слова», на каждую тысячу жителей края приходится 311 экземпляров газет и журналов, что является очень высоким показателем (по Российской Федерации этот показатель в 2000 г. составил 202 экземпляра), а средняя цена на подписку – в 2,5 раза ниже средне-российской. Очевидно, что подобные цены демонстрируют усилия властей, направленные на создание собственного экономического ресурса и удержание в экономической зависимости местные СМИ.
Однако с утверждением об однородности кубанского рынка СМИ автор исследования согласна лишь отчасти. Наряду с печатными изданиями, финансируемыми органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления и в силу этого обслуживающими интересы властных структур, существуют и печатные издания, не получающие бюджетных средств.
Автор предполагает, что уровень независимости печатных СМИ довольно жёстко определяется наличием или отсутствием финансирования из бюджетов органов власти и местного самоуправления. К средствам массовой информации, позволяющим себе публикации материалов, не отражающих точку зрения органов власти, относятся прежде всего региональные выпуски общероссийских СМИ: «Комсомольская правда – Кубань», «Московский комсомолец на Кубани», «Аргументы и факты – Кубань». Вторую группу составляют кубанские медиапроекты, не использующие бюджетные средства. Среди них краевой выпуск газеты «Жизнь», «Кубанская правда», «Кубанский край», журнал «Люди года». Необходимо отметить, что СМИ второй группы либо редко публикуют материалы социально-политической тематики («Жизнь», «Кубанская правда»), либо являются малотиражными («Кубанский край»).
Необходимо отметить и то, что значительную часть бюджетных расходов на СМИ составляют расходы на поддержку электронных СМИ. Так, из 127,5 млн р., расходуемых на средства массовой информации Краснодарского края, на периодическую печать и издательства приходится 31 850 р. Однако, по мнению автора, именно общее соотношение бюджетных расходов на СМИ ко всем расходам отражает тенденцию взаимодействия власти и средств массовой информации региона.
Объектом исследования являются журналистские материалы федеральных и региональных СМИ Краснодарского края, оказавших влияние на политический выбор населения во время предвыборных кампаний в исследуемый период.
Предметом исследования является региональное медийное пространство с точки зрения политических предпочтений населения Краснодарского края.
Целью работы является анализ роли СМИ Краснодарского края в формировании политической ситуации в период предвыборных кампаний. Хронологические рамки работы ограничены периодом предвыборных кампаний 1996–2005 гг., при этом наиболее подробно рассматриваются выборы в Государственную думу 1999 г. и выборы в городскую думу г. Краснодара 2000 и 2005 гг.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
Систематизировать основные современные концепции СМИ как объекта электорального процесса.
Описать основные модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа и выявить наиболее эффективные региональные СМИ на современном этапе.
Доказать, что именно в Краснодарском крае СМИ являются действенным оружием при формировании общественного мнения.
Показать зависимость городских и краевых СМИ от административного ресурса.
Выявить причины недоверия и разочарования со стороны электората к политической информации.
Определить возможности региональных СМИ в повышении эффективности избирательных кампаний в Краснодарском крае.
Эмпирическую базу работы составили материалы краевых и городских газет («Кубань сегодня», «Краснодарские известия», «Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Кубанский край» и т.д.), а также общероссийских изданий, имеющих региональные приложения («Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «АиФ»), опубликованные в период предвыборных кампаний; опросы общественного мнения; агитационные материалы (листовки, буклеты, специальные выпуски агитационных газет), публикации в краевой партийной печати («За Честь и Родину», «Голос отечества», «Средний класс Кубани» и др.); программы региональных телевизионных каналов, ведущих вещание в Краснодарском крае.
Широкие возможности открывают перед исследователем новейшие электронные средства массовой информации (Интернет). Ряд данных социологических опросов, статистика выборов и референдумов были почерпнуты автором из материалов, регулярно публикуемых на сайтах ЦСИ МГУ (http://www.nns.ru /tsentr/opinio.html) и РОМИР (http://www.romir.ru) по итогам исследований в Краснодарском крае.
Кроме того, в данном исследовании использован и личный опыт участия автора в предвыборных кампаниях исследуемого периода.
Программа анализа содержания текстов, таблицы, их описание и выводы подробно представлены в самом тексте и в Приложении к данной работе.
Теоретическими источниками для настоящего исследования явились работы А. Акопова, Ю.Бурова, Е. Вартановой, Г. Голосова, И. Задорина, Е. Корнилова, А. Сюткиной, В. Петухова, посвящённые изучению СМИ и их влиятельности в формировании общественного мнения.
Методологической основой работы послужили современные исследования в сфере масс-медиа. Это «Проблемы прогнозирования электорального поведения избирателей России» Н. Анохина – об особенностях влияния СМИ на волеизъявление электората во время выборов; «Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ» И. Дзялошинского, в которой отражены особенности влияния СМИ на современном этапе; «Исследование предпочтений аудитории региональных СМИ» Т. Засориной – многоаспектное исследование, отражающее сегодняшнюю ситуацию на рынке региональных масс-медиа.
В основе работы – опора на результаты исследований европейских (Г. Лассуэлла, У. Липпманна, П. Лазарфельда, К. Ховланда, Дж. Клаппера, Д. Зелера) и отечественных (Е. Доценко, И. Задорина) учёных, посвящённых вопросам влиятельности СМИ на политическую ситуацию.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--