Топик: Ассоциативный ряд со значением home/дом: Психолингвистический эксперимент
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена психолингвистическим исследованиям организации фрагмента лексикона английского языка - ассоциативному ряду со значением "home/дом".
Проблематика работы, а именно, - расхождения в организации лексикона, в частности, в типах ассоциатов, возникающих в сознании носителей и неносителей английского языка при анализе существительного - стимула "home/дом", является частью более общих направлений исследования:
-
общенаучного направления психологии восприятия;
-
общелингвистического направления семасиологических исследований поля;
-
частнолингвистического направления изучения специфических типов полей, в частности, ассоциативных полей.
Актуальность настоящей работы опреледяется возросшим за последние десятилетия интересом к проблеме организации лексикона человека.
Данная проблема решается в рамках психолингвистики и когнитивной лингвистики, которые направлены на изучение вопросов организации лексикона человека в целом,а также специфики концептов, стоящих за словом,специфики организации и функционирования единиц вербальной памяти человека.
До сих пор не ясно, как представлены знания в языке, как уложены знания в голове человека, что позволяет человеку понимать воспринимаемое им слово и находить в памяти именно то слово, которое наиболее полно соответствует замыслу его высказывания [ 4 : 5 ].
Данной проблеме посвящено значительное количество работ (А.А.Уфимцевой 1962, Л.М.Васильева 1971, Г.C.Щура 1974, А.А.Залевской 1978), но, в целом, приходится утверждать, что многие частные вопросы изучены не до конца.
Цель данной работы - провести сравнительный анализ языкового ряда со значением "home/дом" в группах информантов - носителей и неносителей английского языка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
Сравнить традиционный и психолингвистический подходы к организации лексикона человека.
-
Определить специфику семантического поля в рамках традиционного и психолингвистического подхода.
-
Выявить лексическую наполняемость ассоциативного ряда со значением "home/дом".
-
Провести психолингвистический эксперимент с информантами-неносителями английского языка.
-
Сравнить результаты экспериментов с носителями и неносителями английского языка.
Материалом исследований послужил ассициативный ряд на слово - стимул "home/дом".
Настоящее исследование основывается на таких общенаучных методах, как индукция и сравнение,а также на общелингвистическом описательном методе и частнолингвистическом методе эксперимента.
Структура данной работы включает введение, две главы (теоретическую и исследовательскую), заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА I. Организация лексикона современного английского языка
1. Традиционный подход к организации лексикона
1.1.Семантическое поле как структурная единица лексикона
Согласно определению, лексикон или словарь представляет собой совокупность лексики [19:215].
Совокупность лексики, или иначе - весь словарный состав языка построен по иерархическому признаку. Он распадается на группы слов - семантические поля, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие лексико-семантические группы, семьи, гнезда слов, отдельные слова [16:229].
Согласно определению, поле-это "совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений [21:380].
Каждое слово в языке входит в определенное лексико-семантическое поле, и не только одно.
Многозначные слова, в частности, могут входить в разные поля [16:229].
Cлова, входящие в поле, характеризуются наличием общего интегрального семантического признака, который обычно выражется архилексемой - лексемой с обобщенным значением [21:380].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--