Учебное пособие: Физическая культура и развитие личности дошкольника
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»
Многие прогрессивные деятели науки (И.М.Сеченов, И.Л.Павлов, П.Ф. Лесгафт и другие) утверждали, что физическое и психическое выступают в человеке в единстве и во взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором формирования личности в целом.
«Воздействуя на телесное комплексом специфических средств и методов, физическая культура также оказывает влияние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке» (Н.Н.Визитей).
Даже самые простые движения дают пищу детской фантазии, развивают творчество. Творчество — высший компонент в структуре личности (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Н.Н.Поддьяков и др.). Это одна из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Это — основной способ существования и развития личности. Ребенок проявляет в нем свое понимание окружающего, отношение к нему, что помогает раскрыть внутренний мир, особенности его восприятия, представлений, интересов, способностей.
Наиболее распространенным толкованием творчества является понимание его как деятельности, направленной на создание новых по содержанию и форме материальных, культурных и духовных ценностей, на развитие самой личности.
Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не столько в результате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. «Важно не то, что создадут дети, - писал Л.С.Выготский, - важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Относительно ребенка Л.С.Выготский называет творческой любую деятельность, результатом которой является не простое воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а проявление детского воображения, которое находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка.
Такая деятельность детей во многом зависит от их интересов, склонностей, способностей, характера, темперамента. Их развитие и взаимное влияние во многом определяют творческую направленность личности. Немаловажную роль играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, чаще всего относят к действиям творчества (Н.А. Ветлугина).
В процессе творчества формируется новая психология ребенка. Отличительными чертами ее являются креативное мышление, оценочная деятельность по отношению к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения, высокая адаптированность к изменениям внешнего мира, способность самостоятельно разрешать внутренние конфликты между желаниями и возможностями их удовлетворения.
Творчество дошкольника многообразно в своем проявлении. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Средством его развития могут выступать двигательные задания, с помощью которых дети входят в воображаемую ситуацию; посредством движения тела они учатся выражать свои эмоции и состояния, искать какие-то композиции, создавать новые сюжетные линии, формы движений.
Характерной особенностью двигательного творчества дошкольника является его импровизационность. Подражание — это «модель-толчок» для творческих проявлений ребенка. Именно так дети воплощают образы в движении, используя элементы танца, имитационные, гимнастические движения, выступают в качестве персонажей игры, подчеркивая их характерные черты, повадки, раскрывая игровой образ. Вместе с тем, оно может осуществляться и в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на получение новых сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Примерами такой деятельности могут быть игровые двигательные задания с проблемно-творческим содержанием:
o разрешение двигательных парадоксов (дети находят способ выполнения действий в ситуации, нереальной для выполнения, например: придумывают, как пройти по приподнятой веревочке и т.п.);
o придумывание новых способов применения физкультурных пособий (например: «рисование» мячом невидимого контура цветка, раскачивание на мячике, как на качелях и т.п.);
o придумывание названий выполняемым движениям;
o угадывание выразительных походок;
o повторение действий, изображенных на картинке, а затем их «оживление»;
o загадки, ответы на которые передаются посредством движений и поз;
o игровые путешествия (дети входят в образ морских, лесных животных и т.п.);
o подвижные игры, направленные на развитие творческой активности.
Диапазон двигательных проявлений ребенка достаточно широк и не сводится лишь к вариации двигательных образов в ситуациях изменения способов выполнения действий. Двигательное творчество дошкольника отражает всеобщие формы креативности, свойственные человечеству в целом, и характеризуется следующими параметрами:
когнитивными (познавательными) — способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое (выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представления о мире движений);
проектно-конструктивными — способность создавать, преобразовывать движения, изменять их структуру, вносить коррекции по ходу выполнения двигательного действия;
художественно-выразительными — умение выражать через движения тела свои эмоции, состояния, размышления, вызывать двигательные образы;
эстетическими — способность достигать эмоционального подъема и эстетического наслаждения, свободного, артистического выполнения двигательного действия.
Эти параметры необходимо учитывать при разработке развивающих технологий физического воспитания дошкольников.
Выявлены условия, необходимые для более успешного формирования творческой активности ребенка (Н.А.Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.):
*обогащение жизненного опыта детей;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--