Учебное пособие: Организация управления труда
1.1 Основные понятия, задачи и принципы управленческого труда
Управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует.
К основным управленческим функциям, по мнению Файоля, относятся: циклически повторяющиеся процессы, которые гарантируют достижения системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.
Управление (менеджмент) может быть определён как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное.
К специфическим особенностям управленческого труда относится:
1. умственный труд работников аппарата управления - состоит из трех видов деятельности: организационно - административно и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
2. участие в создании материальных благ косвенно через труд других лиц;
3. предмет труда - информация и люди;
4. средства труда - организационная вычислительная техника;
5. результат труда - эффективность функционирования предприятия[6].
К организационно-административно и воспитательной деятельности относятся: приемы и передачи информации, доведение решений до исполнителей, контроль и исполнение.
К аналитической и конструктивной деятельности относится восприятие информации и подготовка соответствующих решений.
К информационно-технической деятельности относятся вычислительные формально-логические операции и документация
Практическая организация управленческого труда основывается на общих задачах и принципах организации трудовых процессов. С развитием рыночных отношений усложняется управленческий труд, который носит умственный характер и продуктом которого являются решения и действия руководителя. Применительно к управленческому труду основными задачами являются: экономические, психофизиологические, социальные.
Задачи управленческого труда:
Экономические задачи;
Психофизиологические задачи;
Социальные задачи.
Экономические задачи - это задачи, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителя при экономии времени и энергий.
Психофизиологические задачи направлены на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность сотрудников.
Смысл социальных задач состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности сотрудников, повышение их квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты его труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.
Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих принципов:
· Принцип экономичности - состоит в достижении наибольших результате при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии.
· Принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие между руководителем и персоналом.
· Принцип научности - заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.
· Принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области управленческого труда ( технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления ).
· Принцип нормативности - предполагает, что все работы осуществляются на основе определенных нормативных материалов. К ним в первую очередь относятся законодательные акты в области трудовой деятельности.
· Принцип заинтересованности, ответственности - реализуется посредством материального и морального стимулирования труда.
1.2 Факторы, методы и условия совершенствования управленческого труда
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--