Учебное пособие: Предметное и методологическое познание
1. Предметное познание
1.1. Эмпирические основы
1.2. Теоретические основы
2. Методологическое познание
2.1. Эмпирическое основы
2.2. Теоретические основы
3. Роль методологии в развитии познания
1. Предметное познание
Предметное познание протекает на прикладном и на философском уровнях.
На стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.
Предметная наука (предметное учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно позволяющим явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, учение Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней познания.
Следует отметить, что на любой стадии познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой разнообразные научные основы рассматриваемой предметной области, соответствующие двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретическому.
1.1. Эмпирические основы
Развитие науки на эмпирическом уровне прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней познания.
Период эмпирического познания знаменует первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только искусство. Эмпирический уровень познания реализует лишь возможности описания и предсказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания характеризуются всё большим использованием количественных методов, но в простейших формах - в виде статистических данных.
В итоге развития любой (частной) науки на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы предметной науки, включающие в свой состав следующие основные элементы:
Эмпирические факты - это факты, приводящие к эмпирическим выводам. Эмпирические факты на стадии прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познавательных методов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических данных.
Методические основы предметной науки эмпирического уровня складываются как результат объединения методов получения эмпирических знаний,которые, как правило, являются простейшими познавательными.
В их перечень обычно входят измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.
Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Измерение - познавательный процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих измерительных приборов.
Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .
Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.
Синтез - мысленное или практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.
Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Дедукция - форма мышления, посредством которой новая мысль выводится чисто логическим путём из некоторых данных мыслей-посылок .
Абдукция - метод исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на основе имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Эмпирические данные (научные данные эмпирического уровня) представляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) положений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотношений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--