Ранний Блок и его романтический мир

 

Александр Блок считается последним поэтом старой России, его смерть в 1921 году провела черту, завершающую «серебреный век» российской поэзии, сегодня этот век нередко именуют «блоковским».

Как настоящий художник, Блок остро воспринимал перемены в обществе и отражал их в своих произведениях, он совершенно далекий от суровых реалий жизни, «зрением и слухом» ощущал наступление «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей». Однако все это случится позже, после того, как он поймет в 1905 году, что мир вступил в новую драматическую эпоху, в которой все «розовое»,  «лазурное» и «золотое», окрасится «кровавыми зорями», «алым сумраком».

В юные годы он попал под влияние модных в обществе мистических и религиозно-философских течений (1890), и в частности, под влияние философии богослова Владимира Соловьева. Ранняя лирика Блока буквально пронизана духом мистических тайн, языком поэзии. В явлении Вечной Девы (Прекрасной Дамы и др. ) для него воплощалось  цельное духовное начало, способное спасти человечество и воскресить его к безупречно совершенной жизни:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В ранних стихах Блока все «робко и темно», а иногда и неуловимо, есть только небольшой «намек» на слабые отблески и предчувствия, в них господствует тема ожидания каких-то необычных изменений в жизни Блока:

Из отголосков далекой речи,

С ночного неба, с полей дремотных,

Всё мнятся тайны грядущей встречи,

Свиданий ясных, но мимолетных.

Поэт испытывает легкое беспокойство, видит знаки, но пока не готов расстаться с миром фантазий и мечтаний, где отсутствуют слезы и переживания, где есть только музыка и розы,  и «улыбки, сказки и сны», чтобы встретиться с «бурей жизни». Однако чувственность юной романтической души настойчиво пробивается, через покровы фантазийного мира в реальность, где виды природы и любовные чувства приобретают свой художественный смысл и вот уже перед нами летний вечер, в котором полностью отсутствует мистика:

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

А в стихотворении «Мы встречались с тобой на закате. . . » появляется вполне земная девушка, а сгустившийся вечерний туман, водная рябь и весло в ее руках эту реальность только углубляют.

Следующее стихотворение «Давно хожу я под окнами. . . » повествует о волнении молодого человека, ждущего встречу с любимой.

Ранние стихи Блока наполнены множеством образов, которые соединены с фольклором России, и ее историей. В них и «последней страсти кубок пенный», и «далекий неведомый град», а также «твердыни многовековые», «святость веков», «строгие образа», «старинная келья». А в стихотворении «Я вырезал посох из дуба. . . » к герою выходит «молодая, с золотою косою, с ясной открытой душою. Месяц и звезды в косах. . . ».

Живописные страницы истории России появляются в стихотворении «Гамаюн, птица вещая». Многообразные поэтические образы ранних произведений Блока, показывает, как напряженно он искал свой творческий путь и ответы на нечеткие духовные запросы. Во всей ранней лирике поэта, чувствуется его пылкая юная душа, после прочтения стихов этого периода остается приятное ощущение восторга от молодости, жизни и любви.

.

К-во Просмотров: 1154
Найти или скачать Ранний Блок и его романтический мир
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»