Сочинение Отражение в поэме Данте «Божественная комедия» нового гуманистического взгляда на человека и его ценности

 

Вершиной творческого наследия Данте Алигьери небезосновательно считается «Божественная комедия». Поэма построена, как рассказ-странствие поэта по таинственному загробному миру. Проводником героя на первых двух этапах путешествия является автор «Энеиды», римский классик Вергилий. В произведении он выступает, как символ разума, способный привести людей к земной благодати. Вергилий объясняет поэту то, что тот видит вокруг. Данте пройдет с ним все круги Ада, затем поднимется на холм Чистилища, где, постепенно очистится от всех грехов и вознесется в Рай.

Согласно пройденных автором сфер загробного мира, повествование разделено на три одноименных части – Ад, Чистилище и Рай. Оно подано как приключенческий роман, действие которого совершается в неведомых странах. Данте детализирует описание своего пути. Реалистично показаны скалы, спуски, тропинки, лестницы и проходы так, что у увлеченного читателя складывается стойкое впечатление реальности происходящего.

...И вот внизу крутого косогора,

Проворная и вьющаяся рысь,

Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Вместе с героем наблюдающий за ним проходит сквозь смрадный и тесный Ад. Перед ним предстают царящие здесь скорбь, ненависть, негодование: «вздохи, плач и исступленный крик». Неизгладимое впечатление на поэта производят веские слова, начертанные над вратами в Ад: «...Входящие, оставьте упования».

Вступив туда, Данте интересуется, переходил ли кто-нибудь когда-то из Ада в Рай. Ответ Вергилия вселяет надежду, но и пугает: после смерти и чуда Воскресения Христа лишь Авель, Моисей, Ной, Авраам, Давид, Иаков, его дети были забраны из Ада в Рай:

...Других спасенных не было до них,

И первыми блаженны стали эти.

Античный сочинитель ведет автора через девять различных кругов Ада. Далее Данте следует в Чистилище, «где души обретают очищенье и к вечному восходят бытию», представлено поэтом в виде семиступенного холма.

В уста Вергилия  автор вкладывает учение о любви, как первопричине всякого добра и зла, только в зависимости от того, является эта любовь благой или нет. Также, на прощанье, римлянин  поясняет своеобразную градацию кругов Чистилища. Именно там души людей имеют возможность очиститься от грехов: от гордости на первом кругу, от зависти – на втором, от уныния – на третьем, от гнева – на четвертом.

Пройдя Чистилище, Данте возносится в Рай в приятном сопровождении возлюбленной Беатриче, символизирующей божественный разум.

Чудесно и загадочно обустройство Рая. Тут также существует, в описании Данте, девять неких «ангельских» кругов. Восторг, любовь и радость — чувства, посещающие героя в Раю. Здесь его окружают хвалебные напевы святой троице – Отцу, Сыну и Святому Духу.

Только в Раю поэт осознает, что папский престол не соблюдает учение Христа. Он вынужден назвать Ватикан своеобразным кладбищем истинных христиан, которые погибли от рук папских прелатов. Великий Данте озарен любовью Христовой, он осознал, насколько ценен для Господа дух человека и понял, что в истинном свете Христа душа человека стремится только к Нему, больше не отвлекаясь на дела земные.

Только любовь способна двигать «солнце и светила» — глубокомысленный итог «Божественной комедии».

Поэма Данте  Алигьери связана с окружающей реальностью, в ней отражено время поэта, воссозданы образы его современников. В ней автор обличает и жестоко наказывает пороки, повсеместно возвеличивает любовь, поддерживает активность искателей. Великий поэт указывает путь политического и духовного обновления человечества, опередив идеи своего времени и приближаясь к мировоззрению эпохи Ренессанса.

К-во Просмотров: 1630
Найти или скачать Отражение в поэме Данте «Божественная комедия» нового гуманистического взгляда на человека и его ценности