Сочинение Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

«Бесприданница» - уникальное произведение А.Н. Островского, как и его герои, которые полны переживаний, амбиций и душевных переживаний. Герои А.Н. Островского, как ни у кого, отображают суть человеческого существования. Правда, каждый из героев свое существование выбирает по своему вкусу. Уникальность образов отображается в их манере поведения, что, порой красноречивей любых слов. Иногда, читая об одном из героев, складывается определенный образ, по которому предполагаем его последующие действия.

Так и в романе «Бесприданница» всплывает герой, который все меряет только материальными ценностями. Мы сейчас говорим о Кнурове, который является владельцем финансового капитала.  Человек, читающий газеты на иностранном языке, всегда вызывал некоторое восхищение, поскольку это свидетельствует об уровне его образованности. Именно это чувство он с успехом вызывал у местных жителей города Бряхимова. Словом, успешный человек, умеющий организовывать свою жизнь, использующий труд наемных работников. Согласитесь, такой человек может вызывать весьма противоречивые чувства, но каждый норовит наладить с ним отношения. Чего не скажешь о самом Кнурове, который пренебрегает общением с местным населением. Своим вниманием он почтил только нескольких. Будучи ярким, неординарным, любящим жизнь во всех ее проявлениях, не испытывал особого удовольствия при общении с «недалекими» людьми.

Человек, умеющий зарабатывать деньги, обладает колоссальным энергетическим потенциалом, который позволяет распознать в человеке жизненную практичность. Наверное, по этой причине он так оживился, когда на арене появляется Паратов, с которым, по его соображениям, можно было «обмолвиться словом». Согласитесь, сложно найти достойного собеседника человеку, который говорит на языке денег. Поэтому Куратов и избирателен в своих собеседниках, поскольку одной болтовни не достаточно для достижения финансового успеха. 

Исключением из правил является Лариса, которая поразила Куратова своим безразличным отношением к деньгам, которые по ее мнению не играют большой роли в человеческих отношениях. Хотя даже отношения с Ларисой имели скорее коммерческий интерес, чем чувственный. Она привлекла его внимание своим контрастным выделением из общей толпы Бряхимова – уметь и излагать смело свои мысли, пусть даже отличные от общественных идеалов. Это качество очень близко Куратову, ведь свой капитал не построишь, проявляя заботу о состоянии тех, кто тебя окружает. По ходу того, как развиваются события, мы понимаем, что Лариса, действительно, очень ему импонировала как человек. Куратов, как владелец капитала, проявляет очень благородные качества, такие как: честность, открытость и прямота в высказываниях. В «Бесприданнице» он, не скрывая своего отношения к Ларисе, признается, что с удовольствием бы женился на ней, но не «свободен». И тем не менее, как отличному коммерсанту, этот факт не мешает ему предложить ей поехать с ним на выставку в Париж. Он осознает, что они оба презирают общественное мнение.

В противовес Куратову в «Бесприданнице» противопоставляется другой герой. Вожеватов, чей образ не столь привлекателен, представлен лжецом, хитрецом и большим эгоистом. Ему чужды такие чувства: как сожаление, сочувствие и уважение. Данный герой проявляет черствость и безжалостность к чужим несчастьям и неудачам, что свидетельствует о мелочности натуры. Образ Вожеватова – пример человека, на которого нельзя положиться, которому лучше не доверять свои мысли и переживания. Для него мало что значит понятие «дружба» и он с легкостью предает товарищеские отношения с Ларисой, которые длились с самого детства. Преследуя свои личные интересы, Вожеватов развращает Ларису, пренебрегая законами морали. Поиграв чувствами девушки, он жестоко отказывает ей помощи без малейшего сожаления.

Еще один яркий образ представлен в «Бесприданнице». Хозяин-судовладелец Паратов сочетает в своем образе две разные модели поведения. Такой противоречивой фигурой и предстает перед читателями. «Блестящий барин» - первая модель, которая предполагает широту души, авантюризм и предположительную щедрость. «Судохозяин» же – совсем другая модель, которая предполагает сухой расчет и практичность.

А.Н. Островский в своем драматическом произведении ненавязчиво подчеркивает ненадежность Паратова, в речах которого много непонятного и запутанного. В одном случае Паратов утверждает об отсутствии в нем алчности и тут же, в диалоге с Мокием Парменычем заявит о своей мертвой хватке по отношению к выгоде, причем любой ценой. В другом случае Вожеватов нас убеждает в наличии принципов по отношению к браку и семье, а на самом деле – пытается разбить брак, который предстоит Ларисе с Карандошевым.

И тем не менее, именно эта непонятность и напыщенность, своеобразная «широта души» и выраженное красноречие привлекают вольнодумцев и свободолюбцев. Но Паратов так умело «играет» человека «широкой натуры», что увлечение Ларисы легко объяснить.

К-во Просмотров: 4839
Найти или скачать Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского