Ваня, ты как здесь?!

    У Проньки Лагутина в городе Н-ске училась сестра. Раз в месяц Пронька ездил к ней, отвозил харчи и платил за квар. Любил поболтать с девушками-студентками, подругами сестры, покупал им пару бутылок красного вина и учил:
     -- Вы, главное, тут... смотрите. Тут народ разный. Если он к тебе: "Вы, мол, мне глянетесь, то-се, разрешите вас под ручку", -- вы его по руке: "Не лезь! Мне, мол, сперва выучиться надо, а потом уж разные там дела. У меня, мол, пока одна учеба на уме".
     В один из таких приездов Пронька, проводив утром деву в институт, решил побродить до поезда по городу. Поезд уходил вечером.
     Походил, поглазел, попил воды из автомата... И присел отдохнуть на скамейку в парке. Только присел, слышит:
     -- Молодой человек, простите, пожалуйста. -- Подошла красивая молодая женщина с портфелем. -- Разрешите, я займу минутку вашего времени?
     -- Зачем? -- спросил Пронька.
     Женщина присела на скамейку.
     -- Мы в этом городе находимся в киноэкспедиции...
     -- Кино фотографируете?
     -- Да. И нам для эпизода нужен человек. Вот такого... ва типа.
     -- А какой у меня тип?
     -- Ну... простой... Понимаете, нам нужен простой сель парень, который в первый раз приезжает в город.
     -- Так, понимаю.
     -- Вы где работаете?
     -- Я приезжий, к сестре приезжал...
     -- А когда уезжаете?
     -- Сегодня.
     -- Мм... тогда, к сожалению, ничего не выйдет. А у себя... в селе, да?..
     -- Но.
     -- У себя в селе где работаете?
     -- Трактористом.
     -- Нам нужно, чтоб вы по крайней мере неделю побыли здесь. Это нельзя?
     -- Трудно. Сейчас самое такое время.
     -- Понимаю. Жаль. Извините, пожалуйста. -- Женщина пошла было, но вернулась. -- А знаете, у вас есть сейчас минут двадцать времени?
     -- Есть.
     -- Я хочу показать вас режиссеру... для... как вам попро: чтобы убедиться, в том ли мы направлении ищем? Вы не возражаете? Это рядом, в гостинице.
     -- Пошли.
     По дороге Пронька узнал, как будет называться кино, какие знаменитые артисты будут играть, сколько им платят...
     -- А этот тип зачем приезжает в город?
     -- Ну, знаете, искать свою судьбу. Это, знаете, из тех, ко за длинным рублем гоняются.
     -- Интересно, -- сказал Пронька. -- Между прочим, мне бы сейчас длинный рубль не помешал: домишко к осени хочу перебрать. Жениться надо, а в избе тесно. Пойдут ребятиш -- повернуться негде будет. У вас всем хорошо платят?
     Женщина засмеялась.
     -- Вы несколько рановато об этом. А вы могли бы с неде пожить здесь?
     -- Неделю, думаю, мог бы. Я дам телеграмму, что...
     -- Нет, пока ничего не нужно. Ведь вы можете еще не по...
     -- Вы же сказали, что я как раз тот самый тип!
     -- Это решает режиссер.
     Режиссер, худощавый мужчина лет за пятьдесят, с живы умными глазами, очень приветливо встретил Проньку. Пристально, быстро оглядел его, усадил в кресло.
     Милая женщина коротко рассказала, что сама узнала от Проньки.
     -- Добре, -- молвил режиссер. -- Если дело пойдет, мы все уладим. А теперь оставьте нас, пожалуйста, мы попробу... поиграть немного.
     Женщина вышла.
     -- Как вас зовут, я забыл?
     -- Прокопий. -- Пронька встал.
     -- Сидите, сидите. Я тоже сяду. -- Режиссер сел напро. Весело смотрел на Проньку. -- Тракторист?
     -- Ага.
     -- Любите кино?
     -- Ничего. Редко, правда, бывать приходится.
     -- Что так?
     -- Да ведь... летом почесть все время в бригаде, а зимой на кубы уезжаем...
     -- Что это такое?
     -- На лесозаготовки. Женатые-то дома, на ремонте, а хо -- вроде меня -- на кубы.
     -- Так, так... Вот какое дело, Прокопий. Есть у нас в филь эпизод: в город из деревни приезжает парень. Приезжает в поисках лучшей судьбы. Находит знакомых. А знакомство такое... шапочное: городская семья выезжала летом отдо в деревню, жила в его доме. Это понятно?
     -- Понятно.
     -- Отлично. Дальше: городская семья недовольна приез парня -- лишняя волокита, неудобства... и так далее. Па неглупый, догадывается об этом и вообще начинает по, что городская судьба -- дело нелегкое. Это его, так сказать, первые шаги. Ясно?
     -- А как же так: сами жили -- ничего, а как к ним приеха -- не ндравится.
     -- Ну... бывает. Кстати, они не так уж и показывают, что недовольны его приездом. Тут все сложнее. -- Режиссер по, глядя на Проньку. -- Это непонятно?
     -- Понятно. Темнят.
     -- Темнят, да. Попробуем?.. Слова на ходу придумаем. А?
     -- А как?
     -- Входите в дверь -- перед вами буду не я, а те ваши го­родски знакомые, хозяин. Дальше -- посмотрим. Ведите се как Бог на душу положит. Помните только, что вы не Прокопий, Пронька, а тот самый деревенский парень. Назо его -- Иван. Давайте!
     Пронька вышел из номера... и вошел снова.
     -- Здравствуйте.
     -- Надо постучаться, -- поправил режиссер. -- Еще раз.
     Пронька вышел и постучал в дверь.
     -- Да!
     Пронька вошел. Остановился у порога. Долго молчали, глядя друг на друга.
     -- А где "здравствуйте"?
     -- Я же здоровался.
     -- Мы же снова начали.
     -- Снова, да?
     Пронька вышел и постучался.
     -- Да!
     -- Здравствуйте!
     -- О, Иван! Входите, входите, -- "обрадовался" режис. -- Проходите же! Каким ветром?
     Пронька заулыбался.
     -- Привет! -- Подошел, обнял режиссера, похлопал его по спине. -- Как житуха?
     -- А чего ты радуешься? -- спросил режиссер.
     -- Тебя увидел... Ты же тоже обрадовался.
     -- Да, но разве ты не чувствуешь, что я притворно обра? Дошло?
     -- А чего тебе притворяться-то? Я еще не сказал, что буду жить у вас. Может, я только на часок.
     Режиссер наморщил лоб, внимательно посмотрел в глаза Проньке.
     -- Пожалуй, -- сказал он. -- Давай еще раз. Я поторопил, верно.
     Пронька опять вышел и постучался. Все повторилось.
     -- Ну, как житуха? -- спросил Пронька, улыбаясь.
     -- Да так себе... А ты что, по делам в город?
     -- Нет, совсем.
     -- Как совсем?
     -- Хочу артистом стать.
     Режиссер захохотал.
     Пронька выбился из игры.
     -- Опять снова?
     -- Нет, продолжай. Только -- серьезно. Не артистом, а... ну, в общем, работать на трикотажную фабрику. Так ты, зна, совсем в город?
     -- Ага.
     -- Ну и как?
     -- Что?
     -- А где жить будешь?
     -- У тебя. Вы же у меня жили, теперь я у вас поживу.
     Режиссер в раздумье походил по номеру.
     -- Что-то не выходит у нас... Сразу быка за рога взяли, так не годится, -- сказал он. -- Тоньше надо. Хитрее. Давай оба притворяться: я недоволен, что ты приехал, но как будто обрадован; ты заметил, что я недоволен, но не показываешь виду -- тоже радуешься. Попробуем?
     -- Попробуем. Мне глянется такая работа, честное слово. Если меня увидят в кино в нашей деревне, это будет огром удар по клубу, его просто разнесут по бревнышку.
     -- Почему разнесут?
     -- От удивления. Меня же на руках вынесут!..
     -- М-да... Ну, давайте пробовать. А то как бы меня потом тоже не вынесли из одного дома. От удивления.
     Пронька вышел в коридор, постучался, вошел, поздоро. Все это проделал уверенно, с удовольствием.
     -- Ваня! Ты как здесь?! -- воскликнул режиссер.
     -- А тебя зовут?
     -- Ну, допустим... Николай Петрович.
     -- Давай снова, -- скомандовал Пронька. -- Говори: "Ва, ты как здесь?!"
     -- Ваня, ты как здесь?!
     -- Нет, ты вот так хлопни себя руками и скажи: "Ваня, ты как здесь?!" -- Пронька показал, как надо сделать. -- Вот так.
     Режиссер потрогал в раздумье подбородок и согласился.
     -- Хорошо. Ваня, ты как здесь?! -- хлопнул руками.
     Пронька сиял.
     -- Здорово, Петрович! Как житуха?
     -- Стоп! Я не вижу, что ты догадываешься о моем настоя чувстве. Я же недоволен! Хотя... Ну хорошо. Пойдем дальше. Ты все-таки следи за мной внимательней. Ваня, ты как здесь?!
     -- Хочу перебраться в город.
     -- Совсем?
     -- Ага. Хочу попробовать на фабрику устроиться...
     -- А жить где будешь? -- сполз с "радостного" тона Нико Петрович.
     -- У тебя. -- Проньку не покидала радость. -- Телевизор будем вместе смотреть.
     -- Да, но у меня тесновато, Иван...
     -- Проживем! В тесноте -- не в обиде.
     -- Но я же уже недоволен, Иван... то есть, Проня! -- вы из терпения режиссер. -- Разве не видишь? Я уже мрач тучи, а ты все улыбаешься.
     -- Ну и хрен с тобой, что ты недоволен. Ничего не слу, если я поживу у тебя с полмесяца. Устроюсь на рабо, переберусь в общагу.
     -- Но тогда надо другой фильм делать! Понимаешь?
     -- Давай другой делать. Вот я приезжаю, так?
     -- Ты родом откуда? -- перебил режиссер.
     -- Из Колунды.
     -- А хотел бы действительно в городе остаться?
     -- Черт ее... -- Пронька помолчал. -- Не думал про это. Вообще-то нет. Мне у нас больше глянется. Не подхожу я к этому парню-то?
     -- Как тебе сказать... -- Режиссеру не хотелось огорчать Проньку. -- У нас другой парень написан. Вот есть сцена... -- Он хотел взять со стола сценарий, шагнул уже, но вдруг повернулся. -- А как бы ты сделал? Ну вот приехал ты в город...
     -- Да нет, если уж написано, то зачем же? Вы же не буде из-за меня переписывать.
     -- Ну а если бы?
     -- Что?
     -- Приехал ты к знакомым...
     -- Ну, приехал... "Здрасте!" -- "Здрасте!" -- "Вот и я по". -- "Зачем?" -- "Хочу на фабрику устроиться..."
     -- Ну?
     -- Все.
     -- А они недовольны, что тебе придется некоторое время у них жить.
     -- А что тут такого, я никак не пойму? Ну, пожил бы пару недель...
     -- Нет, вот они такие люди, что недовольны. Прямо не говорят, а недовольны, видно. Как туг быть?
     -- Я бы спросил: "Вам што, не глянется, што я пока по у вас?"
     -- А они: "Да нет, Иван, что ты! Пожалуйста, располагай!" А сами недовольны, ты это прекрасно понимаешь. Как быть?
     -- Не знаю. А как там написано? -- Пронька кивнул на сценарий.
     -- Да тут... иначе. Ну а притвориться бы ты смог? Ну-ка давай попробуем? Они плохие люди, черт с ними, но тебе действительно негде жить. Не ехать же обратно в деревню. Давай с самого начала. Помни только...
     Зазвонил телефон. Режиссер взял трубку
     -- Ну... ну... Да почему?! Я же говорил!.. Я показывал, ка! А, черт!.. Сейчас спущусь. Иду. Проня, подожди пять минут. Там у нас путаница вышла...
     -- Не слушаются? -- поинтересовался Пронька.
     -- Кого? Меня?
     -- Но.
     Режиссер засмеялся.
     -- Да нет, ничего... Я скоро. -- Режиссер вышел.
     Пронька закурил.
     Вбежала красивая женщина с портфелем. На ходу спро:
     -- Ну, как у вас?
     -- Никак.
     -- Что?
     -- Не выходит. Там другой написан.
     -- Режиссер просил подождать?
     -- Ага.
     -- Значит, подождите. -- Женщина порылась в стопке сценариев, взяла один... -- Может, вам сценарий пока дать почитать? Почитайте пока. Вот тут закладочка -- ваш эпизод.
     Она сунула Проньке сценарий, а сама с другим убежала. И никакого у нее интереса к Проньке больше не было. И во Проньке стало почему-то тоскливо. Представилось, как приедет завтра утром к станции битком набитый поезд, как побегут все через площадь -- занимать места в автобу... А его не будет там, и он не заорет весело на бегу: "Давай, бабка, кочегарь, а то на буфере поедешь!" И не мелькнут потом среди деревьев первые избы его деревни. Не пахнет кизячным дымом... Не встретит мать на пороге при: "Приехал. Как она там?" И не ответит он, как при отвечать: "Все в порядке". -- "Ну, слава Богу".
     Он положил сценарий на стол, взял толстый цветной карандаш и на чистом листке бумаги крупно написал:
     "Не выйдет у нас.
     Лагутин Прокопий".

К-во Просмотров: 3928
Найти или скачать Ваня, ты как здесь?!