18. Напишите, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б. Голуб:«Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то ...
18. Напишите, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б. Голуб:«Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом».
текст:
· (1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось. (11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. (12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик. (14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии прибрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил: – (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился. – (19)А разве ты не видишь? – (20)Нет, – ответил мальчик. – (21)Ну и ладно, – сказал светлячок. – (22)Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик. – (23)Что? – удивился светлячок. – (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это. (27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен! – (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу. – (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом. – (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
И.Б. Голуб утверждала : «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». Действительно, каждое слово обладает определенной лексической сочетаемостью. Нельзя не учитывать это при составлении словосочетания. Слова в нем должны быть связаны по смыслу. Обратимся к тексту. Так, например, в предложении №9 есть словосочетание «зеленым огоньком». Главным словом в нем является существительное «огоньком», лексическая сочетаемость которого позволяет использовать его с прилагательным, обозначающим цвет. Слово «зеленым» можно было бы заменить прилагательными: «красным», «синим», «желтым», «ярким», «маленьким» и другими. Но употребление данного существительного со словами: «влажным», «соломенным», «деревянным» недопустимо, потому что признаки существительного «огонек» не могут быть определены данными словами. Однако зачастую под умелой рукой писателя слова в художественном тексте, не подходящие на первый взгляд друг другу по смыслу, могут образовывать словосочетания. Например, в предложении №5 автор дает существительному «слезы» определение «серебряные», которое он употребляет в переносном значении, то есть это прилагательное является эпитетом, служащим для выразительности речи. Эпитеты помогают расширить границы лексической сочетаемости слов. Таким образом, лексическая сочетаемость слова определяет границы его употребления в словосочетании в соответствии с его значением, признаками и стилевой принадлежностью текста.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы