(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судо...
(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не
сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки.
(3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в
чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар
год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать
полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за
который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не
нуждается в отдыхе.
(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма
заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо
тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём
предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он
существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не
подозревают, что жизнь конечна?
(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во
времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом
относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь
никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она
вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и
сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура
человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но
и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства
и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её
смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном,
то есть сомневаться, чувствовать и страдать.
(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку
отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить
по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё
разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как
выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий
потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?
(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до
элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она
действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его
19
Русский язык Вариант 2 - 10
2015 г.
объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика
знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс
не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для работы.
− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё
понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы.
(28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя
свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная
сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам
докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ
был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания
искать их.
(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для
меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и
омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не
потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято
веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По Б.Л. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013) – советский писатель, прозаик,
публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь
тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
«Речь Б.Л. Васильева полемична. Автор словно приглашает читателя к
разговору, обсуждению важных для него вопросов. Синтаксическое
средство – (А)_________ (предложения 15, 16, 18) – привлекает внимание
читателя к проблеме текста, заставляет задуматься. Понять ход мыслей
автора помогают разнообразные средства выразительности, среди
которых приём – (Б)_________ (предложения 20–21), синтаксическое
средство – (В)_________ (предложения 17, 33), а также троп –
(Г)_________ («исступлённого труда» в предложении 33)».
Список терминов:
1)
ирония
2)
эпитет
3)
парцелляция
4)
ряды однородных членов
5)
синтаксический параллелизм
6)
вопросительные предложения
7)
диалог
8)
цитирование
9)
метафора
Можете Быстро подсказать?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
1-6, 2 — 3, 3- 4(5),5- 2.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы