Ответ(ы) на вопрос:
Гость
троительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший такжеНиколо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он былосвящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископе Иоанном при юрьевском игумене Исайе (Кириак, начавший строительство, умер за два года до освящения храма).Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князяЯрослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка.В середине XVI века из собора в Москву, по указанию Ивана Грозного, была перенесена икона Устюжского Благовещения.В 1807 году при ремонте Георгиевского собора по указанию епископа Старорусского и викария Новгородского Евгения были проведены раскопки, позволившие обнаружить там ряд каменных саркофагов. В1830-е годы при архимандрите Фотии была проведена реставрация собора в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века: их сбили со стен, использовали для подсыпки при планировке территории монастыря, частично выбросили. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только в верхней части лестничной башни (в северо-западном куполе собора), где располагалась небольшая церковь, предназначенная для закрытых монашеских богослужений. Здесь в нижнем регистре фресок между окнами расположены образы Спасителя и Богоматери Одигитрии, св. Георгия, преп. Саввы Освященного (?) и святителей. Выше также по кругу изображены преподобные отцы. С восточной стороны между ними стоит Богоматерь Оранта. На самом верху сохранились медальоны с четырьмя евангелистами, утраченным от времени оказался лишь образ Христа Вседержителя[1]. Собор же был полностью расписан заново. В этот же период в нём был установлен новый семиярусный иконостас, в котором среди прочих установили древнейшие иконы собора, на которые надели богато украшенные драгоценные ризы. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. Для создания нового фрескового цикла пригласили иконописца М. Н. Сафонова. Эта роспись и дошла до наших дней. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.В 1920 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. В 1930-х гг. в ходе реставрации были уничтожены:ризничная, паперть (1706 года), придел и рака святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, галерея, семиярусный иконостас XVIII века с древними иконами (исчезли бесследно), вскрыты и уничтожены полы, крытые чугунной плиткой, и древние захоронения под ними.Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, в летний период в Георгиевском соборе проходят богослужения.В 2013—2014 годах археологическими раскопками под руководством В. В. Седова-младшего внутри большей части собора (кроме северного придела) восстановлен уровень пола на XII век, а также обнаружены остатки сбитых Фотием первоначальных фресок, использовавшихся для поднятия пола. Раскопки внутри здания планируется продолжить и в 2015 году, а впоследствии и снаружи собора[2].
Не нашли ответ?
Похожие вопросы