Как решается тема исторического пути России в поэме "Двенадцать" ?
Как решается тема исторического пути России в поэме "Двенадцать" ?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Путь истории противоречив. Поэма построена на контрастах цвета: «черное» - «белое» . Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несовместимого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал - светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди» , и темного, прошлого, олицетворением которого служит «старый мир» . Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев сквозь ветра и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно не оказалось. Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью.
Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли. Мир, само бытие рушиться, и символ этого всеобщего разрушения - ветер:
Ветер, ветер! На всем божьем свете!
Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал - пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» .
В произведении отражены реалии зимы 1918 года, года пришествия к власти страны партии большевиков.
Поэтом отражен один вечер революционной России – патрулирование Петербурга двенадцатью солдатами Красной армии. Отражен как подобает поэту-символисту – во всевозможных своеобразных символах, подсказках для читающего, раскрыл всю суть современности тех далеких дней.
Так, применив свой излюбленный прием – антитезу, Блок противопоставляет: цвета – черный и белый, миры – новый и старый.
Черный характеризует ситуацию, в которой оказалась Россия, благодаря катаклизмам времени (четырехлетней войны, двух переворотов во власти страны) , а белый – народ, который живет волею судеб в этом времени и которому предстоит «строить» новую жизнь, новую страну, Новую Россию.
Ветер – это символ очищения. Блоковский ветер – это революция, которая сметает все ненужное, некрепкое «на всем божьем свете!» , то есть по всей России-матушке.
Красный – символ победы, символ крови. Через кровь Блок видит очищение.
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Какая замечательная концовка поэмы. В ней Блок отразил все. В масштабах страны, а может и всего мира, впереди с кровавым флагом победы, но с белым венчиком из роз – символом печали, идет Иисус Христос (он возьмет все грехи на себя) , посредине смелые пьяные матросы и красногвардейцы (бубновые тузы) , а замыкает процессию голодный пёс – старый мир (униженная Святая Русь) .
Не нашли ответ?
Похожие вопросы