Какой была форма общественной организации у организации адыгских племен

Какой была форма общественной организации у организации адыгских племен
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
На Северо-Западном Кав­казе общественно-экономические процессы, включая Кавказскую войну, при всем сходстве с районами Большого Кавказа, протекали своеобразно. В XVIII — первой половине XIX в. основу организации обще­ственной жизни адыгских племен составляла сель­ская община («псухо»)430. Это отмечали не только советские, но и дореволюционные историки, указав­шие на позднее (первая половина XIX в,)431 проис­хождение территориальной общины и господство в ней родовой организации432. Соотношение «родового» и «территориального» в адыгской общине по Ф. И, Леонтовичу выражалось в следующем: «Об­щина... еще не успела вытеснить из народной жизни старые родовые формы... роды... раздробились по общинам на части, живут разбросанно по разным местам, часто значительно удаленным одно от дру­гого»433. Подобная «реорганизация» родовой общины в территориальную в столь сжатые сроки (за полстолетие!) не представлялась возможной. Вместе с тем не подлежит сомнению, что именно к этому периоду относится интенсивный процесс формирова­ния территориальной общины. В XIX в. адыгское «псухо», сочетавшее родовые элементы с принципами сельской общины, являло собой общину переходного типа434. Такие общины, как адыгскую, К. Маркс от­носил к промежуточной стадии между первичной формацией и вторичной435. Подобная оценка особен­но применима к так называемым «демократическим» племенам, наиболее отчетливо сохранившим черты древних родовых отношений436. У этих племен груп­па родственных семей, связанных общим происхож­дением по мужской линии, составляла род — «ачих», — членов которого объединяла обязанность кровной мести и взаимопомощи437. «Ачих» имел ряд хозяйственных функций: обработка земли, предо­ставление во временное пользование сельскохозяй­ственных орудий, решение вопросов о сроках пахоты и сева438. Основной же единицей в социально-эко­номической структуре «демократических» племен бы­ла патронимическая семья. По данным М. А. Меретукова, «большой дом» в шапсугской общине представ­лял собой хозяйственный и идеологический центр Состоявшая из 50 и более членов, адыгская семья отличалась устойчивостью, объяснявшейся скотовод­ческим направлением хозяйственной деятельности «демократических» племен; для лучшей организации содержания и охраны скота «сохранялся» не только «большой дом», но и создавались «союзы» численно небольших семей. «Большой дом» был тесно связан с «ачих» (родом) традиционными общими обязанностями — взаимопомощью, кровной местью, сохра­нявшимися формами родовой собственности (напри­мер, общие мельницы)440. Родовое единство давало о себе знать также в сфере землевладения и земле­пользования. Патронимические семьи у «демократиче­ских» племен стремились иметь заделы земли в не­посредственной близости от членов своего клана. При совместной обработке земли, широко практико­вавшейся у «демократических» племен, объединялись по 4 и более семьи. Такое объединение, называв­шееся «зэцей», делило общий урожай посемейно441. Это не исключало, однако, существование у шапсу­гов и натухайцев «автономных» семейных земледель­ческих хозяйств442. «Автономность» последних была едва заметна, когда возникали вопросы, входящие в компетенцию общины — раздел земли, использова­ние орудий труда и т. д. Впрочем, и здесь многое оставалось неясным; наряду с родовыми порядками можно было заметить устои индивидуальной семьи. Иначе говоря, патронимическая семья продолжала сохранять с «ачих» тесное единство не только в куль­турных традициях, но и в реальных производствен­ных взаимосвязях. Наиболее высокой формой об­щественной организации адыгов являлись «братства» («тлеух»), ты можешь найти всё в интернете!
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы