Ход модернизации и национальные двиджения в индии
Ход модернизации и национальные двиджения в индии
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
История установления британского колониального господства в Индии довольно хорошо изучена. Индологи описали во всех подробностях предпосылки, ход и результаты основных социально-экономических, политических и, в меньшей степени, культурно-идеологических событий, сопровождавших распад Могольской державы. Они изучили последовавшую за распадом «войну всех против всех» , трансформацию английской Ост-Индской компании из коммерческой организации в военно-политическую, расширение владений компании до масштабов империи, генезис системы колониального управления, зарождение и развитие колониальной идеологии, включая и колониальную индологию (ориентализм) . Однако длительный, затянувшийся почти на столетие (даже если отсчитывать от традиционного рубежа – 1757 г. ) процесс формирования «британского Раджа» исследуется большей частью с одной стороны – английской. Что же касается собственно индийского участия, то здесь внимание исследователей привлекают, главным образом, эпизоды сопротивления индийских государств колониальной экспансии (наиболее яркий пример – события в Майсуре 1762-1799 гг.) , а также формирование такого интересного элемента политической структуры колониального общества, как княжества.
За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» – тех, кто верой и правдой служил им, помогая завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии.
Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857-1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» – главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества.
Трудно представить себе британского администратора в Индии без целой свиты туземных помощников – переводчиков, секретарей, клерков. Без них же не были бы возможны ученые изыскания ориенталистов. Аналогичным образом, каждое английское коммерческое предприятие опиралось, помимо штата служащих-индийцев, на целую сеть младших партнеров из числа местного купечества. Придя в Индию, англичане нашли немало тех, кто, с одной стороны, был разочарован в существовавших феодальных порядках, а с другой – был способен понять и оценить многие аспекты социально-политического строя и культуры Запада. Дошедшие до нас источники, отражающие воззрения этих людей, позволяют сделать вывод о том, что они служили колонизаторам не просто ради заработка, а в результате сознательного выбора в пользу тех, в ком видели представителей более справедливого общественного устройства. И когда в 1857 г. здание британской империи в Индии содрогнулось, «лояльные туземцы» не просто остались верны, но и приветствовали победы английского оружия. Именно эти люди раньше всех устремились за европейским образованием и должностями в колониальном аппарате, именно из их среды вышли первые индийские профессора и специалисты, зачинатели национальной прессы, члены первых просветительских и реформаторских обществ. И, казалось бы парадоксальным, но на самом деле вполне объяснимым то, что именно они впоследствии заложили основы индийского национально-освободительного движения.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы