Краткий пересказ Церковь и государства в конце 15-в начале 16 века
Краткий пересказ Церковь и государства в конце 15-в начале 16 века
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
конца XIV в. начинается острое политическоепротивостояние церкви и светского государства. Усилившисьэкономически, став крупнейшим землевладельцем, церковьстала претендовать на принятие самостоятельных независимыхрешений. Светская власть в лице великих князей вынужденабыла искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в.решалась и другая задача - независимости русской церкви отконстантинопольского патриарха, которому она подчиняласьсо времен христианизации Руси. Вместе с тем возниклаугроза проникновения в русские земли католичества.
В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключенауния (союз) между православной и католической церквами подглавенством папы римского. В работе Флорентийского собораучаствовал митрополит Руси, ставленникконстантинопольского патриарха - Исидор. Однако повозвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он быларестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь летсобор русских епископов избрал нового митрополита - неприсланного из Константинополя, а рязанского епископаИону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. послепадения под ударами турок-османов Константинополя, правовыбора русского митрополита окончательно перешло кепископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви.Активно вмешивались в церковные дела и великие князья.Однако представлять церковь того времени послушной ибеспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояниецерковной и княжеской власти в конце XV-XVI вв.подчеркнуло относительную слабость Московскогогосударства. И это несмотря на то, что церковь в этотпериод не была монолитной ни идейно, ни организационно.
Вторая половина XIV-XVI вв. - время острых религиозныхспоров. По свидетельствам современников "ныне и в домех, ина путях, и на торжищах иноци и мирьстии и вси сомняться,вси о вере пытают".
Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения.Ереси - это религиозные учения, противоречащиеортодоксальным догматам церкви. Так, возникшая в 70-хгодах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию исочинения "отцов церкви", отвергала церковные обряды,осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников(происхождение этого названия неясно) содержали такжесоциальный протест: они выступали против закабалениясвободных людей. Несмотря на преследования, сторонникистригольничества (низшее духовенство и ремесленники)встречались и в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в. ) получила названиеереси "жидовствующих", так как ее приверженцы обвинялись впереходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретикииспользовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целомоставаясь в пределах христианского вероучения.Еретики-священники отрицали церковную иерархию, непринимали догмат о троичности божества, считали ненужнымииконы и обряды.
Против еретичества повела решительную борьбу церковь.Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископГеннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий -призывали применить силу против них. В 1490 г. ересь былаосуждена церковным собором в Москве. Тем не менее онапроникла даже в великокняжеский дворец, и одно времяеретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. онокончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в1504 г. осудил еретиков на смерть. Однако в последующеевремя под влиянием ереси "жидовствующих" находились такназываемые русские вольнодумцы: Матвей Башкин и один изего соратников Феодосии Косой.
Внутреннее церковное движение связано и с такиминаправлениями, как "осифлянство" и "нестяжательство". Вцентре спора между ними стоял вопрос о церковныхбогатствах. Теория "нестяжательства" зародилась в конце XVв. среди монашества заволжских монастырей. Их идеологомстал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгогоиспользования церковных правил и обрядов, в целяхнравственного самоусовершенствования проповедовал ведениеаскетического
Не нашли ответ?
Похожие вопросы