Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Аристотель - величайший древнегреческий мыслитель, систематизатор античной науки и культуры, обладавший неимоверной четкостью мысли, энциклопедизмом, учитель и наставник Александра Македонского. Родился Аристотель в Стагире, жил в Афинах, в течение 20 лет учился в Академии Платона, был его лучшим учеником. Впоследствии открыл в Афинах собственную философскую школу - Ликей. Во времена Аристотеля полисная культура исчерпывает свои потенциальные возможности и клонится к закату. Философское учение Аристотеля явилось одновременно и универсальным синтезом всех достижений древнегреческой полисной культуры, и исходной платформой философии и науки эпохи эллинизма.
Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против пла-тоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель пишет: "Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть". И далее продолжает: "Как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?". Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, пространственной отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира - чувственный и идеальный. Идея вещи существует не где-то в космических далях, а в самих чувственно воспринимаемых вещах.
На этой основе Аристотель разрабатывает свое дуалистическое учение о двух исходных субстанциях бытия - материи и форме. Материя сама по себе есть бесформенное, аморфное, хаотическое, пассивное начало, она материал, субстрат вещи. Для того чтобы стать конкретной вещью, материя должна принять форму, т. е. соединиться с неким идеальным, конструирующим, моделирующим началом, которое и придает материи определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны.
Новая дуалистическая онтология с необходимостью влечет за собой и новую гносеологию. В отличие от Платона, который считал, что объектом достоверного познания может быть только мир идей, Аристотель полагал, что не только мир идей, но и мир изменчивых, индивидуализированных, природных вещей вполне может быть предметом научного познания. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение всех животных и растительных организмов (от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего Перводвигателя и т. д. Каким же образом человек познает иерархически организованный Космос, материю и субординированное многообразие форм вещей?
Аристотеля вообще отличают прочное чувство здравого смысла и тонкое понимание природы познавательного процесса. Признавая познаваемость мира, он критически относился к субъективизму и скептицизму, пытался понять процесс познания как единство чувственной и рациональной ступеней познания. Он не склонен полностью отрицать познавательное значение органов чувств, чувственного познания, как это делал его учитель Платон.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы