Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Стихотворение Брюсова относится к пейзажной лирике – это ряд картин поздней осени, когда все в городе внезапно оказывается покрыто первым снегом.
Картинность, изобразительность стиха проявляется в крайне малом количестве глаголов (всего один – "горят"), множестве слов со значением цвета и света – " огни, блестки, черно-голые, озарены, лазурь, белый", а также слова, подразумевающие цветовые ассоциации – "жемчуга" и "серебро". Преобладают назывные конструкции ("Серебро, огни и блестки, - Целый мир из серебра! ; Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым. ") и именные сказуемые, передающие не действия, а состояния: "Это – область чьей-то грезы, Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы Волшебством озарены ; Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым".
Автор рисует преображенный мир, еще вчера неприглядный, прозаичный, обычный, а сегодня, благодаря первому снегу, ставший сказочным, волшебным произведением искусства. Мир утрачивает телесность, становясь призрачным и приближаясь к миру иному – "новому и святому".
Стихотворение, написанное четырехстопным хореем, все же не производит впечатления энергичного, напряженного ритма, которое обычно связано с этим размером. Стихотворение звучит скорее торжественно, празднично. Это – результат многочисленных пропусков ударений (пиррихиев) : в 16 строках стихотворения лишь 4 имеют все полагающиеся ударения, в 3 строках – по 2 ударения, а в 9 – по 3 ударения. При этом 1 и 3 строки первой строфы не имеют ударения на первой стопе, что замедляет темп речи, делает ее более торжественной. Стоит заметить также, что полноударные строки сконцентрированы во второй и четвертой строфах, которые говорят о призрачности, сноподобии окружающего мира, тогда как более "изобразительные", более "телесные" первая и третья строфы содержат только одну полноударную строку – "Жизнь людей и жизнь природы".
Таким образом, поэт буквально рисует обновленный и преображенный первым снегом город, рисует медленно и торжественно, давая читателю время представить себе изображдаемую картину – и тут же энергично сообщает о впечатлении, которые вызывает эта картина, сообщает собственную оценку образов.
Тема преображенного мира обычна для поэта-символиста, который видит в реальности лишь отражение лучшего и высшего мира; первый снег становится символом одухотворения мира и одновременно его развоплощения.
Гость
нализ стихотворения Брюсова «Первый снег»Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную ценность, лишь укрепилось, и поэт с еще большим энтузиазмом принялся осваивать новое для него направление творчества. Тем не менее, время от времени Брюсов все же обращался к старой доброй классике, доказывая тем самым, что простые и понятные стихи могут выражать чувства и передавать настроения не менее точно, чем завуалированные и «зашифрованные» между строк образы. Примером классического произведения этого поэта является стихотворение «Первый снег», созданное в 1895 году.По своей структуре оно очень схоже с произведениями великих русских поэтов 18-19 веков, которые увлекались пейзажной лирикой. Разница лишь в том, что предметом восхищения Брюсова стали не леса и поля, а заснеженная Москва. Пораженный ее величием и красотой, автор с удивлением отмечает: «Целый мир из серебра!». Это первое впечатление оказывается настолько ярким и пленительным, что поэт начинает подмечать даже те мелочи, на которые ранее никогда не обращал внимания. Так, привычные березы кажутся ему наряженными в жемчуга, и эти дивные украшения переливаются на солнцем всеми цветами радуги. Весь мир преобразился в одну лишь ночь, и Брюсов не перестает этому удивляться. «Все предметы старой прозы волшебством озарены», — подчеркивает автор.Он видит, что жизнь в столице идет своим чередом. По улицам все так же мчатся экипажи и спешат по своим делам прохожие, которым нет никакого дела до того, что мир преобразился. Однако поэт убежден, что подобным метаморфозы имеют чудодейственную силу. «Жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым», — убежден поэт. Он не пытается получить ответ на вопрос, по чьей воле мрачный и грязный город вдруг стал похож на иллюстрацию к удивительной сказке. «Воплощение мечтаний, жизни с грезою игра», — именно так характеризует Брюсов тот удивительный пейзаж, который видит перед собой. И этого вполне достаточно чтобы почувствовать себя счастливым, обрести вдохновение и радость жизни. Поэта огорчает лишь то, что среди огромного количества людей он – единственный, кто искренне восхищается увиденным и получает удовольствие от зимней прогулки, которая дарит ему столько новых мыслей и ощущений.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы