Почему массовая культура возникает на рубеже 19-20 веков?

Почему массовая культура возникает на рубеже 19-20 веков?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая культура - лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура приобретает мировую известность, если ее ценности становятся достоянием всего человечества. Например, в древности всемирное значение имели греческая и римская культуры, в средние века - культура Византии, в эпоху Возрождения - Италии; в 19 веке русская культура приобретает мировую известность. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость, оригинальность проявляются как в духовной сфере (языке, искусстве, религии), так и в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, традициях труда и производства). В рамках каждой национальной культуры в соответствии с конкретным носителем выделяются культура социальных общностей (классов, социальных групп, слоев) и культура личности. Культура личности - это знания, ценностные ориентации, умения, навыки, привычки, способы действия конкретного человека, уровень его интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Таким образом, можно выстроить такую цепочку субъектов деятельности и соответствующих им видов культуры: культура личности - культура социальных общностей - культура этносов (народностей, наций) - культура стран (государств) - культура региональных сообществ - культура человечества в целом. Существует еще одно деление культуры по субъекту - носителю, в соответствии с которым различают массовую и элитарную культуру. По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения: 1. Предпосылки массовой культуры формируются с возникновением христианской цивилизации, появлением упрощенных вариантов Библии, рассчитанных на массовую аудиторию. 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17 - 18 вв. приключенческого, детективного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В качестве примера, как правило, приводят творчество Д. Дефо (1660 - 1731) - автора широко-известного романа "Робинзон Крузо". Книги Дефо написаны простым, ясным, доступным всем языком. 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной, всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества 19 в. - роман. 4. Все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. В собственном смысле слова, она возникает на рубеже 19 - 20 вв. в США. Именно в это период формируется современное индустриальное общество, одной из главных особенностей которого становится всеобъемлющая 1. Массовая культура носит преимущественно коммерческий характер. Произведения массовой культуры являются своеобразным товаром, они подчиняются законам рынка, денежной выгоды. Перед создателями и распространителями массовой культуры стоит задача: как можно быстрее реализовать свою продукцию и получить максимальную прибыль. Поэтому они должны учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. С этим связана вторая важнейшая черта Кроме массовой существует элитарная культура, культура "высоколобых", по выражению Г. Маркузе. Французское слово "элита" означает лучшее, отборное, избранное. Определение элиты в западной науке неоднозначно, однако, во всех случаях элита противопоставляется массе. Вначале под элитой понималось интеллектуальное, творческое меньшинство, а под элитарным искусством - искусство для немногих, для избранных, для духовной элиты, которая только и может понять сокровенный смысл и язык такого искусства. Художественная элита противопоставляла себя и свое творчество тенденциям массовизации, шаблонности, унифицированности массовой культуры. Практической реализацией такой концепции элитарного искусства стали различные направления авангардизма (экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм). В 70 - 80-х годах возникает более мягкая версия теории элит и элитарного искусства. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элитарным искусством - искусство, которое находит отклик и понимание у определенного, достаточно узкого круга лиц. Как правило, оно ориентировано на публику, эстетически более развитую, и не является достоянием массового зрителя. Массовый зритель, слушатель может не обратить на элитарную культуру никакого внимания или не понять ее, потому что она сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы