Помогите срочно ,нужно написать конспект по 56 параграфу.По теме Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Помогите срочно ,нужно написать конспект по 56 параграфу.По теме Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Видеофрагмент (содержит информацию о различных организмах, средах их существования, приспособленности к ним. Во время просмотра - вступительное слово учителя).
Учитель: На нашей планете встречается множество различных организмов, живущих в разных природных условиях. Все они тем или иным образом приспособились к жизни в них и друг с другом. Это привело к тому, что все они непохожи друг на друга. Все вместе они образуют сложную природную систему - биоценоз.
Биоценоз – это комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов («биос» - жизнь, «ценос» - сообщество). (определение записывается в тетрадь; на доске появляются новые термины, появляющиеся в ходе урока)
Они бывают разными по своему масштабу, бывают созданные человеком, могут быть частью более крупного. Но самым главным является то, что это не случайно собранные организмы, а такие которые могут обитать только в сходных условиях. Поэтому в разных точках нашей планеты можно встретить сходные биоценозы, с одинаковыми организмами, обитающими в них.
Таким образом, вся живая природа состоит не только из отдельных организмов и видов, но и из разнообразных биоценозов, в которых группируются представители различных видов. Самыми разнообразными по числу видов, являются биоценозы тропических лесов, но и в тех природных сообществах, которые формируются в достаточно суровых условиях, вместе живут тысячи видов организмов.
Все виды приспособились к совместному обитанию в ходе длительной эволюции. В биоценозах идут процессы борьбы за существование и естественного отбора. Члены каждого сообщества связаны между собой прямыми или косвенными пищевыми отношениями и имеют сложную внутреннюю структуру.
Виды, входящие в биоценоз, очень неравноценны по численности. Те, которые встречаются часто, называют доминантами. Они составляют основное ядро биоценоза. Наиболее разнообразны редкие и малочисленные виды. Диминирующие виды являются средообразователями, влияющими на условия жизни других. Малочисленные – составляют как бы резерв сообщества. В данных условиях они не могут реализовать свои возможности размножения, но в изменившихся условиях в состоянии занять лидирующее место.
Соотношение видов по численности создает видовую структуру биоценоза. Их распределение в пространстве имеет определенную закономерность. Основу этого распределения формирует растительность. Растения создают в биоценозах ярусность, располагаясь строго определенным образом. Животные чаще всего занимают определенный ярус, но из-за активного передвижения могут перемещаться по разным.
Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется его экологической нишей. Она характеризует границы его выносливости по отношению к разным факторам, характер связи с другими видами, образ жизни и распределение в пространстве. Состав и структура биоценоза постоянно испытывают различные изменения. Они могут быть регулярными, циклическими, разовыми. К каким последствиям они могут привести, зависит от устойчивости биоценоза.
Для того, чтобы лучше понять материал, рассмотрим его на примере водоема. Фронтальная беседа и работа с доской SMART Board.
Водоем
Перед Вами биоценоз водоема и его обитатели.
Вопросы для обсуждения:
• Назовите, какие из них являются доминантными? Почему Вы так считаете?
• Определите положение остальных видов в структуре биоценоза.
• Какие пищевые связи Вы можете выделить в структуре биоценоза?
(Учащиеся работают в тетрадях и на доске: они распределяют предложенные организма по группам, аргументируют свой выбор, строят возможные пищевые цепи, объединяют их в пищевую сеть, доказывая устойчивость данного биоценоза)
Учитель: Мы рассмотрели биоценоз водоема и доказали что он является достаточно устойчивым.
Наземные биоценозы могут быть более разнообразными по видовому составу.
Вам представлен видовой состав наземных растений и животных.
(На доске появляются наземные растения и животные).
Используя полученные знания, постройте: первая группа биоценоз березового леса (рис.1); вторая – дубравы (рис.2). Укажите доминирующие, малочисленные виды, ярусы, пищевые связи и докажите его устойчивость. (Ученики должны, из предложенных им организмов оставить только те, которые могут обитать в данном биоценозе, построить пищевую сеть, распределить организмы по ярусам и экологическим нишам, делают записи в тетрадях).
Рис.1
Не нашли ответ?
Похожие вопросы