Психоанализ Герберта Маркузе

Психоанализ Герберта Маркузе
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
      МАРКУЗЕ (Marcuse)  Герберт  (1898-1979) -  немецко-американский философ, социолог и социальный психолог. Доктор философии (1922), профессор Колумбийского, Гарвардского, Калифорнийского университетов и университета в Сан-Диего (Калифорния, 1965-1979). Один из основателей Франкфуртского института социальных исследований и социальной философии франкфуртской школы.          Изучал философию и экономику в Берлинском и Фрейбургском университетах. После завершения учёбы занимался различными философскими исследованиями, в том числе по марксистской философии истории. С 1927 сотрудничал с Э.Гуссерлем и М.Хайдеггером.  В 1932 опубликовал работу «Онтология Гегеля и основные теории историчности». Приступил к разработке собственной версии критической теории буржуазного (индустриального) общества. В 1933 работал в Институте социальных исследований (Франкфурт), где сотрудничал с Т.Адорно, М.Хоркхаймером и др.          В 1933, после прихода к власти нацистов, эмигрировал в Швейцарию (Женеву), а в 1934 - в США. Преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др. В 1939-1945 работал в информационных органах Управления стратегической разведки США. В 1941 опубликовал книгу «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории», в которой критиковал нацистскую интерпретацию философии Гегеля. В 1951-1953 работал в Колумбийском и Гарвардском университетах, в том числе в «Русском исследовательском центре».         В 1955 опубликовал книгу «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (в немецком издании 1965 - «Структура инстинктов и общество»), в которой изложил оригинальные философско-социологические идеи фрейдомарксистского толка. Предлагая современное философское толкование взглядов З.Фрейда, признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений, в общем понимаемых как социально полезная деятельность, не сопровождающаяся репрессивной сублимацией. Движение в этом направлении, по Г.Маркузе, предполагает преодоление прибавочной (дополнительной) репрессии (подавления), порождаемой, преимущественно, современными формами производства и отчужденного труда. В этой связи придавал большое значение  превращению труда в свободную игру человеческих способностей. Исследовал происхождение и диалектику репрессивной цивилизации, но в отличие от З.Фрейда, считавшего, что репрессивный характер цивилизации не может быть изменён без катастрофических последствий, призывал к преодолению репрессивного изобилия, для  формирования нового мира человека, соответствующего его инстинктам жизни. Предложил версию нового понимания принципа реальности и исследовал возможности развития инстинктов в направлении нерепрессивной цивилизации.          Развивая учение З.Фрейда, сформулировал и развил идеи о полиморфной сексуальности, прибавочной репрессии, принципе производительности, самосублимировании сексуальности и др.          В 50-70-х гг. работал профессором Калифорнийского университета и университета в Сан-Диего. Одновременно занимался исследованием различных, преимущественно, философских проблем.          Получил широкую известность как автор понятий и концепций «одномерного человека» и «одномерного общества», изложенных в книге «Одномерный человек: Исследования по идеологии развитого индустриального общества» (1964). Утверждал, что современная идеологизированная индустриальная культура, главным образом в лице изготовителей политики и их наместников в сфере массовой информации, интегрирует любую оппозицию  и альтернативы и формирует «одномерное мышление и поведение людей». В силу этого обстоятельства в современном индустриальном обществе появился новый массовый тип «одномерных» людей, утративших способность социально-критического отношения к сущему и ориентированных на потребление и автоматический конформизм. Констатировал, что революционная инициатива переходит к различным «аутсайдерам». Полагал, что началом и движущей силой социальных изменений  должен стать «Великий отказ» от традиционных ценностей и существующего социального порядка, перерастающий в культурную революцию, обеспечивающую обретение новой чувственности и освобождение людей от тотального контроля.          В ряде книг, в том числе в «Психоанализ и политика» (1968), «Эссе об освобождении» (1969) и др., критиковал современное индустриальное общество за его сверхрепрессивность и распространение ложных потребностей.          Идеи и концепции Г.Маркузе были использованы в качестве теоретического фундамента движения «новых левых» во второй половине 60-х гг., которое ориентировалось на тотальную революционную войну против репрессивной культуры и всего капиталистического общества. В 1972 в работе «Контрреволюция и бунт» откорректировал свои концепции и дистанцировался от леворадикального движения.         Автор книг  «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958), «Культура и общество» (1965), «Идеи к критической теории общества» (1969), «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977) и др.                                                                           

Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы