Сочинение "Единство и разъединенность" по Слову о полку Игореве. Куча баллов!
Сочинение "Единство и разъединенность" по Слову о полку Игореве. Куча баллов!
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Хах, как раз сдали это сочинение, так что тебе повезло, лови.
На уроке литературы я познакомился с произведением «Слово о полку Игореве», действия которого разворачиваются в конце XII века. В этом сочинении я хочу рассказать о единстве и разъединенности в нём. XII-ый век. Время кровопролитных междоусобных войн на Руси. Брат шел на брата, сын на отца. И в это же время у границ страны появляются «поганые» - половецкие кочевники. Они с легкостью побеждают одного князя за другим. Киевскому князю Святославу Всеволодовичу удается организовать поход, в котором он наносит сокрушительное поражение половцам. Однако самая важная часть произведения – безумный поход князя Игоря Новгород-Северского. С самого начала все шло против него, даже случилось солнечное затмение (а к таким вещам древние славяне относились с трепетом). В решающем сражении князь терпит поражение, некоторые его родственники погибают, а сам он попадает в плен. Игорь предстает перед нами как бесстрашный войн, который стремится защитить Русь, однако есть и другая сторона характера – гордыня. Игорь гонится за славой, что в конце концов приводит его в плен, а нескольких его детей – в могилу. Этому князю не хватает дальновидности – качества мудрого правителя. Причем же здесь единство и разъединенность? Как говорится в одной притче: «если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок», вот и здесь – только единая Русь сможет выстоять против орд «поганых», а такие одиночки как Игорь – обречены на погибель. Итак, я раскрыл идею единства и разъединенности в «Слове…». Только в единстве и согласии возможно выстоять против врага.
Гость
«Слово о полку Игореве» События, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве», относятся к концу XII века. Однако две «язвы» — княжеские междоусобицы и половецкие набеги, особенно жестоко терзающие многострадальную Русь, «открылись» значительно раньше. Собственно говоря, тот громадный урон, который наносили русским землям половцы, во многом и был предрешен раздробленностью, разрозненностью княжеств, враждой русских князей между собой. Это очень наглядно показано в «Слове...». «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Кто такие были половцы? Степняки, кочевники, они приходили и уходили, как потоки сухого раскаленного ветра, оставляя после себя разоренные города и села. Существует версия, что образ Змея Горыныча в русских сказках, сжигающего все на своем пути, уводящего людей в плен — это своеобразная вариация исторической памяти о набегах степных народов.
Очевидно, что справиться с этим испытанием было возможно, лишь объединив силы всех русских княжеств. Попытку создания подобного военного союза предпринял князя киевский Святослав Всеволодович. Хотя объединить всех князей ему не удалось, определенных успехов он достиг: сообща с теми, кто откликнулся на его призыв, он в 1183 году разбил половцев. Планировался еще один поход, который должен был закрепить успехи русского оружия.
Среди союзников Святослава был Игорь, князь Новгород-Северский. Именно его несвоевременная инициатива разрушила дальнейшие планы русских. Игорь возглавил собственную дружину и выступил против половцев. Однако он был разбит и взят в плен. Но поражение Игоря имело печальные последствия не только для него и его сторонников. Многие русские земли снова подверглись жестокому нападению половцев, воспрянувших после победы над Новгород-Северским князем. Что же заставило Игоря выступить против половцев с малочисленной дружиной? Казалось бы, никакой объективной необходимости в этом не было — враг не стоял у ворот его крепости, более того, князь имел определенные обязательства по участию в общем походе. А разгадка проста. Она кроется в понимания личной славы и доблести как высшей ценности. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прежнюю славу сами похитим, а нынешнюю меж собой разделим», — сетует мудрый Святослав, узнав о пленении Игоря, его родных и друзей, участвовавших с ним в злополучном походе. Отношение к личной славе воина как к величайшей ценности в раннем Средневековье было характерно не только для Руси, но и для других народов Европы. Однако автор «Слова...», несмотря на прославление доблести князя Игоря и его воинства, указывает на то, что для правителя высшей ценностью должно быть благо его страны. Слава простого воина в подвигах на поле брани, а честь и слава князя — в первую очередь в благоденствии подданных. Таким образом, отвага и доблесть князя должна служить во благо его народу, а не проявляться нерасчетливо, только ради того, чтобы дать тему для песен сказителей.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы