Сообщение о Архитектуре Древней Руси

Сообщение о Архитектуре Древней Руси
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ - с IX до XVII вв. В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В конце 1-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена. Древнерусское государство было раннефеодальным. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города. Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер, а византийская цивилизация в свою очередь унаследовала античные традиции. Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинавскими странами, с народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры. Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора. Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства. С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело торжественно-монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. Во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого в конце X — первой половине XI в. были построены крупные ансамбли дворцов и храмов в Киеве, Новгороде, Чернигове. Во второй половине XI — начале XII вв. строятся многочисленные комплексы монастырей. В XII ст. в отдельных княжествах Руси начали появляться собственные архитектурные школы. Много сооружений древней Руси можно назвать шедеврами мировой архитектуры. Это знаменитый Софийский собор и церковь Спаса на Нередице в Новгороде, Спасский собор и Пятницкая церковь в Чернигове, Кирилловская церковь с ее известной фресковой росписью XII в. в Киеве, белокаменные Успенский и Дмитровский соборы во Владимире на Клязьме, всемирно известная церковь Покрова на Нерли и некоторые другие.
Гость
                                      Архитектура Древней Руси В этот период на Руси уже сформировалось искусство деревянной архитектуры. Но новым государственным и идеологическим задачам отвечала каменная культовая архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Византийское зодчество создало тип крестово-купольного храма, основой которого является прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, разделяющими внутреннее пространство здания на девять частей. Столбы соединялись арками, поддерживающими барабан купола. Центром храма было подкупольное пространство, залитое светом, проникавшим сверху через окна, помещенные в барабане. Примыкающие к подкупольному пространству ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образовали крестообразную основу плана. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались соединенные в строго канонизированную систему фрески, иконы и мозаики. К зданию добавляли еще одно западное членение - нартекс. Иногда храм расширяли за счет боковых нефов, таким образом, здания становились пятинефными. На фасадах внутренним столбам отвечали лопатки, каждое членение фасада (прясло) завершалось полукруглыми или килевидными закоморами. Здания возводили из тонкого плиткообразного кирпича - плинфы и камня на известковом растворе, который был розового цвета из-за добавки в него мелкотертого кирпича - цемянки. В 989 году, приехавшим из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь - Богородица Десятинная. Церковь представляла собой трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов. С трех сторон к церкви примыкали галереи, расширенные в западной части, где, возможно находилась лестничная башня и крещальня. После этой постройки, строительство в Киеве на некоторое время прервалось и возобновилось в средине XI века. Строительство началось в Чернигове, где было начато возведение Спасского собора, представлявшего трехнефное здание с пятью главами. Вскоре начинается строительство Софийского собора в Киеве. Софийский собор 1037 года необычен для архитектуры Византии. Храм строился как главный храм столицы единого государства, это определило его грандиозные масштабы. Это был пятинефный 13-главый храм с двумя примыкающими галереями - внутренней, двухэтажной, и наружной, одноэтажной. Хоры находились над боковыми нефами и нартексом, поскольку князья подражали обрядам Константинопольских императоров. В киевской Софии были крестчатые столбы, в отличии от византийских храмов. Основные элементы фасадов - ниши и окна, тонкие колонки на абсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты. Фасадам придавалась живописность система кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. На Руси не было мрамора, поэтому зодчие привезли с собой различные архитектурные детали - капители и карнизы. Вместо мрамора полы, столбы и карнизы изготавливали из местного сланца малиново-фиолетового цвета. Интерьер собора исполнен в виде христианского космоса. В живописном оформлении Софии появилось стремление к дроблению больших плоскостей. Коробовый свод над нефами, плоскость стен делятся на отдельные изображения, окаймленные полосами орнамента. Архангелы, херувимы и серафимы изображены в куполах. Архангелу Михаилу, предводителю небесного воинства, посвящен крайний южный алтарь храма, северный посвящен св.Георгию, воину-мученику. Подкупольное пространство и апсиду собора украшали драгоценные мозаики, боковые части расписаны фресками. Во фресковой технике исполнены сцены из жизни Христа и Богоматери, архангела Михаила, изображения праведников и мучеников. На стенах лестничных башен показаны сцены придворной жизни: фигуры музыкантов и скоморохов, сцены травли диких зверей.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы