Срочно. Напишите сочинение по Гоголю на тему "души мертвые и живые"!!!
Срочно. Напишите сочинение по Гоголю на тему "души мертвые и живые"!!!
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист.
На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а
вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот
титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его
книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа
народу». Тема жизни и смерти, возрождения красной нитью проходит через
творчество Гоголя. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении
на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты
через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в
творчестве.
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые
души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и
определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения.
«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и
«Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома
«Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную
российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во
втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя
Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего
произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса.
Художественное пространство первого тома поэмы составляют два
мира: реальный мир, где главное действующее лицо – это Чичиков, и
идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является
повествователь.
«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю
Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал,
что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в
них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное,
именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно
меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие
крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно
омертвевшие помещики и чиновники.
«Мертвые души» – это синтез всех возможных путей борьбы за души
человеческие. Произведение вмещает в себя как прямой пафос и поучения,
так и художественную проповедь, иллюстрированную изображением самих
мертвых душ – помещиков и городских чиновников. Лирические отступления
также придают произведению смысл художественной проповеди и подводят
своеобразный итог изображенным страшным картинам жизни и быта. Апеллируя
ко всему человечеству в целом и рассматривая пути духовного
воскресения, оживления, Гоголь в лирических отступлениях указывает на
то, что «тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а в
духовном ядре» (Н. Бердяев). Предметом изучения писателя и становятся
души человеческие, изображенные в страшных картинах «недолжной» жизни.
Основная тема поэмы-романа – это тема о настоящей и будущей
судьбе России, ее настоящем и будущем. Страстно веря в лучшее будущее
России, Гоголь беспощадно развенчивал «хозяев жизни», считавших себя
носителями высокой исторической мудрости и создателями духовных
ценностей. Образы, нарисованные писателем, свидетельствуют о прямо
противоположном: герои поэмы не только ничтожны, они являются
воплощением нравственного уродства.
Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, –
прирожденный аферист и грязный предприниматель – открывает возможность
выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с теми крепостными, которые
уже отправились в мир иной, но еще числились среди живых. Он решает
скупить по дешевке мертвые души и с этой целью отправляется в один из
уездных городов. В результате перед читателями предстает целая галерея
образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить
свой замысел в жизнь. Сюжетная линия произведения – покупка и продажа
мертвых душ – позволила писателю не только необыкновенно ярко показать
внутренний мир действующих лиц, но и охарактеризовать их типические
черты, дух эпохи.
С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина
упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих
грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному
моту, вралю и шулеру Ноздреву, затем к «настоящему медведю» Собакевичу,
далее – к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая
все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего
мира. Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того
класса, который является вершителем судеб государства.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы