Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Дизайн — предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления.
Дизайн создает «визуальный язык» — особый язык формы, дающий идеям зрительное выражение. В визуальном языке дизайна знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, цвет, отношения света и тени, пустоты и объемов тел, цвета и масштаба. Дизайновская форма — знак материала, технологии и качества изготовления вещи, выражающий ее назначение (функцию) и ее социальное бытие в системе культуры.Развитие промышленности покончило с трудом кустаря, с трудом ремесленника, когда один человек начинал и заканчивал процесс изготовления. Сегодня любая вещь — продукт труда многих людей, специалистов разных профилей: рабочих, технологов, инженеров, конструкторов и т. д. Отсюда узкая специализация каждого из многих участников индустриального процесса создания вещи. Это грозит, с одной стороны, разрушением универсальности творческих, духовных сил личности, а с другой — утратой эстетической ценности изготовляемого предмета. Эту угрозу подметил, обобщая опыт промышленной выставки (Лондон, 1851), основатель «практической эстетики» немецкий архитектор и теоретик Г. Земпер. Он обратил внимание на то, что, несмотря на развитие науки и техники, успехи цивилизации в художественном ремесле уступают общепризнанным достижениям прошлых веков. «Столь же постыдное признание напрашивается при сопоставлении современных изделий с изделиями наших предков. При всем техническом прогрессе наши изделия уступают им по форме и даже по их практической пригодности и целесообразности».Изготовление всякой вещи предполагает изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих процессов место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом в своем эстетическом видении будущей вещи дизайнер обращает внимание не только на ее пользу и красоту, но и на ее конструктивную целесообразность и технологическую рентабельность.
Процесс художественного проектирования предполагает перекомпоновку объектов, а также возможность брать объекты компоновки из самых разных областей — «от использования в технике целесообразных форм живой природы (то, чем занимается бионика) до выявления тенденций развития форм и прогнозирования их на будущее» . Вместе с тем в отличие от бионики, которая прямо заимствует формы живой природы, дизайн их как бы пропускает сквозь призму культуры, то есть берет в культурно обработанном виде. Истинный арсенал форм дизайна — культура, в которой переработаны в свете опыта человечества все впечатления бытия.Дизайн есть в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство. IО необходимости «неразрывного союза промышленности и искусства» писал А. В. Луначарский: «Задача промышленности: изменить мир именно так, чтобы человек наилучше мог удовлетворить в нем свои потребности. Но у человека есть потребность жить радостно, жить весело, жить интенсивно . Если у человека нет творческой свободы, нет художественного наслаждения,— его жизнь безрадостна . Важно, чтобы пища была не только сытной, но и вкусной, но в тысячу раз важнее, чтобы полезный предмет быта был не только полезен и целесообразен, но и радостен.Скажем это слово вместо все еще кажущегося загадочным слова «красивое, изящное». Радостным должно быть платье, радостна должна быть мебель, радостна должна быть посуда, радостно должно быть жилище . Гигантская художественно-промышленная задача . будет заключаться именно в том, чтобы найти простые, здоровые, убедительные принципы радостности и применить их к еще более грандиозной, чем теперь, машинной индустрии, к строительству жизни и быта .»Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно осмысленной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Художник-конструктор создает такие продукты и орудия труда, которые обретают способность «по-человечески относиться к человеку», то есть обладают и эстетической ценностью. Дизайн обеспечивает человеческое взаимоотношение вещи и ее потребителя — человека. А поскольку за каждой вещью стоит другой человек — ее создатель и вещь предстает в своеобразной роли посредника, связующего звена между ее создателем и потребителем, постольку дизайн выступает фактором «очеловечения» человеческих отношений. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек как бы созерцает самого себя в созданном им мире, что доставляет ему глубокое эстетическое наслаждение. Дизайн осуществляет массовую культурно-эстетическую коммуникацию, передавая через предметы быта, орудия труда, вещи повседневного обихода, создаваемые современной промышленностью, определенный тип художественного вкуса ЭТО КРАТКО)
Не нашли ответ?
Похожие вопросы