Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Модернизация российского образования на современном этапе активизировала поиски ответов на многие вопросы педагогики, в том числе на вопросы, связанные с традициями и инновациями в образовании: какова суть педагогических традиций, в чем их специфические функции, какого их место в системе воспитательной работы в учебном заведении и др.В традиции сконцентрирован проверенный временем опыт, позволивший предыдущим поколениям или группам людей в прошлом достигнуть определенного прогресса и закрепившимся в сознании людей как некое позитивное знание. Но традиция, возникнув из опыта человеческого общества, непрерывно подвергается его воздействию и своей неизменчивой частью- «ядром»- служит его устойчивости, в то время как изменяющаяся часть- «оболочка» способствует прогрессу.Одним из сильнейших факторов, воздействующих на традицию, является ценностный выбор поколений. Он, как и внешние факторы, приводит к изменчивости традиции в двух направлениях- «горизонтальном» и «вертикальном». Первое характеризует изменение традиции в процессе её обогащения, приспособление к новым обстоятельствам в обществе. Второе- «вертикальное»- происходит во времени как смена этапов. В этом случае традиция может подвергаться очень глубоким изменениям. Сам процесс развития традиции можно рассматривать как ряд этапов. Вначале является значимая для личности или группы людей идея. Затем проходит апробация и реализация этой идеи различными способами, после чего происходит отбор наиболее подходящего способа, который получает признание общества. Далее в него привносят новые элементы, не нарушающие его основу, т.е. взаимосвязь нового и старого обеспечивается толерантным отношением новых поколений к ценностям прошлого. Если же традиция вступает в резкое противоречие с изменившимися социально- культурными условиями, то она либо отмирает, либо заменяется инновацией, которая может впоследствии стать новой традицией.Можно сказать, что «горизонтальное» и «вертикальное изменение традиции характеризуют её свойства: прерывность и перманентность.Природа педагогической традиции двойственна: она субъективна и объективна. Её субъективность обусловлена тем, что она реализуется через людей и зависит от их личностного восприятия. Её объективность обусловлена историческими особенностями социально- культурного контекста. Педагогическая традиция- сложное явление не только по тому, что включает в себя много компонентов, выполняет множество функций, находит свое выражение в огромном количестве педагогических форм, способов, подходов (культурологический, антропологический и др.) и т.д. Сложность изучения педагогических традиций в том, что многофакторное явление, подверженное воздействию огромного числа обстоятельств ( политических, социальных, психологических и др.), находится постоянно в изменении, причем разнообразные изменения, как правило, носят и объективный и субъективный характер.Инновационная среда образовательного учреждения- это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов.Инновационная среда есть качественное состояние профессионально педагогической среды учреждения, имеющее очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Результат зависит от состояния среды. Инновационная среда может быть неорганизованной, частично- организованной и организованной ( как средство). Возникновение её связывается с неустойчивостью функционирования образовательной системы, при которой участников учебно- воспитательного процесса перестает устраивать педагогическая реальность и появляется состояние открытости ко всему новому, передовому.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы