Задания Олимпиады 1. МНЕНИЕ МЭТРА Иван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создатель физиологической научной школы, полтора века тому назад писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 99...
Задания Олимпиады
1. МНЕНИЕ МЭТРА
Иван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создатель физиологической научной школы, полтора века тому назад писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1 /1000 зависит от индивидуальности».
Сформулируйте тезис Сеченова, используя современный терминологический аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведите один яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – в опровержение.
2. ПРИРОДА ИНСАЙТА
Прокомментируйте с позиции гештальтпсихологии случай «инсайта» шимпанзе.
Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегка поодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. После нескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некоторое время ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в поле зрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан.
3. ВЕРНО-НЕВЕРНО
Опираясь на свой житейский опыт или психологические знания, укажите, верны ли предложенные ниже высказывания (да или нет).
1. Чем лучше стараешься прислушиваться к очень слабому тиканью часов, тем быстрее начинаешь терять этот звук.
2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта.
3. У молодых долговременная память более развита, чем у пожилых.
4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
4. ОТТЕНКИ СМЫСЛА
Ознакомьтесь со стихотворением Николая Рыленкова. Объясните с психологической точки зрения, в чём разница между действиями: слышать – слушать – вслушаться, смотреть – видеть – всмотреться.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Н. Рыленков)
5. ДРУГИМИ СЛОВАМИ
Импринтинг, дистресс, амбивалентность, синестезия, симультанный – всё это психологические термины.
Подберите к каждому термину пословицу, которая более или менее точно характеризует его значение.
6. ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА
В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили подождать начала эксперимента около получаса в большой комнате, где было множество игрушек, альбомов, книг, всяческих инструментов (был даже детский компьютер). При этом ожидающим не запрещалось делать, что заблагорассудится. Экспериментатор мог наблюдать за происходящим в комнате ожидания через зеркало Гезелла.
Первая категория мам терпеливо сидели – ждали, когда начнется эксперимент, и заставляли детей делать то же самое – одергивали детей, «шикали» на них, если дети начинали проявлять какую-либо активность.
Вторые начинали активно воспитывать своего ребенка – посмотри этот альбом, поиграем в эту игру и т.д. Третьи, осмотревшись, звали экспериментатора, чтобы он показал им, во что и как играть, чем заниматься. Четвертая категория мам, оглядевшись, замечали вдруг что-то интересное для себя и, не обращая особого внимания на ребёнка, сами начинали заниматься интересующих их делом.
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ.
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
1. МНЕНИЕ МЭТРАИван Михайлович Сеченов, русский просветитель и создательфизиологической научной школы, полтора века тому назад писал: «В неизмеримомбольшинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 даетсявоспитанием в обширном смысле слова и только на 1 /1000 зависит отиндивидуальности».Сформулируйте тезис Сеченова, используя современныйтерминологический аппарат. Согласны ли вы с мнением учёного? Приведитеодин яркий пример в поддержку приведённого тезиса и один – вопровержение.
Во-первых, из приведенного текста видно, что И. М. Сеченов не отрицает того, что индивидуальные особенности человека могут сказываться на всем его последующем развитии. У него лишь вызывает сожаление, что нет возможности уловить эти особенности, потому он и не останавливается на рассмотрении их, да это и не являлось предметом его исследования; несколькими абзацами раньше он прямо заявляет: «В предлагаемом исследовании разбирается только внешняя сторона психических рефлексов, так сказать одни пути их; о сущности самого процесса нет и в помине»[63]. К тому же, возможность уловить индивидуальные особенности в то время была весьма минимальной, ибо такие возможности возникают лишь с развитием генетики.
Во-вторых, И. М. Сеченов указывает, что на 999/1000 характер психики человека зависит от воспитания в большинстве, но не во всех случаях, и если человек родился умственно неполноценным, то это уже навсегда - умным его не воспитаешь, ибо свойство мозга от воспитания не зависит.
2. ПРИРОДА ИНСАЙТАПрокомментируйте с позиции гештальтпсихологии случай «инсайта»шимпанзе.Сидящая в клетке обезьяна не догадывается взять лежащую в клетке слегкапоодаль палку, чтобы снять банан, который висит за пределами клетки. Посленескольких попыток дотянуться до банана обезьяна «задумывается», некотороевремя ничего не предпринимая. Если после этой паузы палка окажется в полезрения обезьяны, она уверенно хватает её и снимает банан
Гость
если человек родился умственно неполноценным, то это уже навсегда - умным его не воспитаешь, ибо свойство мозга от воспитания не зависит.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы