Дипломная работа: Основания для распределения личных ресурсов в юношеском возрасте
Содержание
Введение
Глава 1. Юношеский возраст: социальная ситуация развития.
1.1 Подходы к определению юношеского возраста в отечественных и западных периодизациях
1.2 Особенности социальной ситуации развития. Основное противоречие возраста
Глава 2. Юношеский возраст – «пограничный» между детством и взрослостью
2.1 Содержательные характеристики ситуации финиша подросткового возраста. Социальная ситуация оформления перехода к юношескому возрасту
2.2 Основания для распределения ресурсов в разных возрастах
2.3 Деятельность планирования как ведущая в юношеском возрасте
Глава 3. Исследование деятельности планирования в юношеском возрасте
3.1 Обоснование и описание метода
3.2. Результаты исследования
Заключение
Литература
Приложения
Введение
В качестве основного контекста в нашей работе мы рассматриваем проблематику юношеского возраста, оформление его в филогенезе и место в онтогенезе. Данная проблематика выбрана в качестве основной по нескольким причинам.
Первая причина связана с противоречием в культурно-историческом происхождении возраста. С одной стороны, юношество (или молодость) как категория появляется в истории вслед за такими категориями как взрослость и детство (А.В. Толстых «Опыт конкретно-исторической психологии личности»). С другой стороны, до сих пор юношеский возраст не нашел своего культурного оформления, не понятно, возможно ли вообще относительно данного возраста говорить о норме развития, строить ожидания, связанные с выделением его в качестве отдельного. Но интуитивно схватывается такой признак юношеского возраста, как пограничность. Юноша – это тот, кто уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Вторая причина связана с тем, что пока юношеский возраст не выстроен в культуре, он не может быть грамотно оформлен институционально, когда процессы учения и обучения ведут за собой развитие. До сих пор остается открытым вопрос об организации специфичных для возраста форм посредничества в старшей школе.
И, наконец, третья причина связана с отсутствием юношеского возраста в классических периодизациях психического развития. Так, Л.С. Выготский заканчивает свою периодизацию на подростковом возрасте, объясняя это тем, что, видимо, следует искать новое основание для построения периодизации взрослости, отличное от основания построения детских возрастов.
Проблематика данной работы задается следующими вопросами: Какое место занимает юношеский возраст в периодизации развития человека? Существуют ли для данного возраста специфические задачи, связанные с отработкой способностей, появившихся в качестве новообразований в подростковом возрасте и оформившихся в юношеском возрасте? На сегодняшний день существует несколько попыток построения гипотез - ответов на данные вопросы. Так, юношеский возраст включен в периодизации психического развития Э. Эриксона и В.И. Слободчикова, при этом у Эриксона юношеский возраст попадает в довольно большой промежуток времени, от 11 до 20 лет и, по сути, задачно никак не специфизируется в сравнении с подростковым возрастом. Все это время подросток решает одну, но самую важную, по словам Эриксона, задачу – обретение чувства идентичности. В периодизации В.И. Слободчикова юность протекает в период с 13,5 до 18 лет, а завершается появлением у молодых людей таких новообразований, как «саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построении собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [с.311, 9]. Однако, автор периодизации не рассматривает то, при каких условиях и в каких формах мы можем обнаружить «работу» данных новообразований.
Основной же задачей нашей работы является нахождение условий, при которых ведущая деятельность юношеского возраста – планирование - актуализируется.
Цель работы: обнаружить критерий (феноменальный) перехода от подросткового к юношескому возрасту.
Объект исследования: процесс структурирования собственного времени подростками и старшими школьниками.
Предмет исследования: основания для распределения ресурсов в подростковом и юношеском возрасте.
Теоретические посылки выдвижения рабочей гипотезы: подростковый возраст завершается тем, что у детей появляется способность «видеть» границы своих возможностей. В следующем за ним юношеском возрасте такая способность реализуется в деятельности планирования и последовательного структурирования собственного времени, в связывании будущего и настоящего в форме построения настоящего через призму будущего. И именно такая деятельность структурирования времени является критерием перехода от старшего школьного к юношескому возрасту. Т.о., теоретическая гипотеза нашей работы звучит так:
Гипотеза (теоретическая): способность структурировать собственное время является критерием перехода от подросткового к юношескому возрасту.
Гипотеза (практическая): деятельность планирования (структурирования времени) является основанием для распределения ресурсов в юношеском возрасте.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы и методики:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--