Контрольная работа: Нормирование точности зубчатой цилиндрической передачи
В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.
1 . Расчет и нормирование точности зубчатой передачи
Исходные данные
Число зубьев колеса z1 =80
Число зубьев шестерни z2 =45
Модуль: m e =2 мм
Делительный диаметр колеса d1 =160мм
Делительный диаметр шестерни d2 =90мм
Межосевое расстояние Re =107 мм
Ширина зубчатого венца В=19 мм
Окружная скорость v=2,8 м/с
1. 1 Выбор степени точности зубчатого колеса
Степень точности зубчатого колеса определяем в зависимости от окружной скорости v . Назначаем степень точности по норме плавности. При v=2,8 м/с степень точности по норме плавности – 8 по таблице методических указаний 13[2]. Пользуясь рекомендациями ГОСТ 1758-81 по комбинированию степеней точности назначаем степень точности по норме кинематической точности – 8 , по полноте контакта – 7.
1. 2 Выбор вида сопряжения по боковому зазору
Боковой зазор – зазор между нерабочими профилями зубьев который необходим для размещения смазки , для компенсации погрешностей при изготовлении и сборке. И компенсации изменения размеров зубьев от температурных деформаций.
В решаемой задаче боковой зазор определяется из условия размещения смазки по выражению:
Jn . min расч = 0,01 meJn . min расч =0,01х2=0,02 мм
20мкм < 40мкм = Jn . min т
Так как передача относится к тихоходной (v < 3 м/с) , по таблице ГОСТ 1758-81 при Jn . min расч. = 0,02мм=20мкм и Re =107 мм вид сопряжения по боковому зазору – С для которого Jn . min расч. =20 мкм. Таким образом степень точности зубчатого колеса : 8 – 8 – 7 – С ГОСТ 1758-81.
Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.
Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.
Нормы точности | Наименование и условное обозначение контролируемого параметра | Условное обозначение и численное значение допуска, | Наименование и модель прибора |
1 Кинематическая | допуск на радиальное биение зубчатого венца | 63 | Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061 |
2 Норма плавности | fptr -отклонение шага | 75 | Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089 |
3 Норма полноты контакта | Суммарное пятно контакта |
По высоте зубьев не менее 15% По длине зубьев не менее 15% | Универсально контрольно обкатный станок |
4 Норма бокового зазора |
Ecs -наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса Допуск на среднюю постоянную хорду зуба |
32мкм 110мкм |
Зубомер хордовый МЗ-75 |
1. 3 Определение параметров зацепления
Se=1.387m=1.387*2=2.774
he=0.747m=1.387*2=1.494
1. 4 Определение требований к точности заготовки
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--