Контрольная работа: Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ
1 Анализ технологичности конструкции детали
2 Определение типа производства
3 Обоснование способа получения заготовки
4 Выбор технологического маршрута и составление плана операций технологического процесса изготовления детали
5 Нормирование технологических операций в соответствии с маршрутом изготовления
6 Определение потребного количества оборудования
Список использованных источников
1 Анализ технологичности конструкции детали
Деталь- шестерня 4-ой передачи изготовлена из легированной стали 20Х и проходит термическую обработку, что имеет большое значение в отношении короблений, возможных при нагревании и охлаждении детали. В этом смысле перемычка, связывающая тело зубчатого венца и ступицу, расположена неудачно, так как при термической обработке возникнут односторонние искажения. Зубчатый венец уменьшится в размерах н вызовет сжатие ступицы с левого торца. Таким образом, отверстие приобретет коническую форму, что скажется на характере искажения зубчатого венца. Поэтомy перемычку между венцом и ступицей следует в осевом сечении расположить наклонно, как это указано на чертеже пунктиром. Такое конструктивное изменение приведет к меньшим искажениям при термической обработке. Деталь, по-видимому, не обладает достаточной жесткостью для применения методов пластического формообразования зубчатого венца, а также протягивания шлицевого отверстия в ступице, и некоторое усиление ступицы с этой целью не приведет к значительному увеличению заготовки. Вывод о недостаточной жесткости следует проверить расчетом.
С точки зрения механической обработки зубчатые колеса вообще нетехнологичны, так как операция нарезания зубьев со снятием стружки производится в основном малопроизводительными методами.
При конструировании деталей должны учитываться вопросы повышения производительности зубообработки. Так, например, наличие выступа относительно зубчатого венца па левом торце неизбежно приведет к тому, что при одновременной обработке двух деталей зубофрезерованием между ними придется установить прокладку в виде кольца, что увеличит длину резания и, следовательно, снизит производительность процесса. Это приведет также к тому, что на нижнем торце верхней детали при зубофрезеровании образуются заусенцы, которые нужно будет снять. Возможно, эти факторы могли быть учтены при конструировании детали, и технологичность ее была бы значительно улучшена.
Деталь относится к классу деталей типа «диск», т.к. отношение длины детали к ее наружному диаметру не превышает 2-х и составляет: L/D=85/216=0.42.
Деталь выполняется из стали 20Х ГОСТ 4543-88, масса 8.22 кг.
Химический состав приведен в таблице 1.1, а физико-механические свойства в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Химический состав стали 20Х ГОСТ 4543-88
Содержание элементов, % | |||||
С | Mn | Si | X | Ni | Др. элементы |
0.17-0.23 | 0.5-0.8 | 0.17-0.37 | 0.7-1.0 | - | - |
Таблица 1.2 - Механические свойства стали 20Х ГОСТ 4543-88
Твердость HB, МПа |
Предел текучести σТ ,Па |
Предел прочности σВ ,Па | Относительное удлинение σ,% |
179 | 650 | 800 | 11 |
2 Определение типа производства
Тип производства можно определить ориентировочно на основании опытной зависимости по годовому объему выпуска и массе детали, используя данные таблицы 2.1., а также коэффициентом закрепления операций Кзо, который показывает отношение всех различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению подразделением в течение месяца, к числу рабочих мест. Так как Кзо отражает периодичность обслуживания рабочего всей необходимой информацией, а также снабжения рабочего места всеми необходимыми вещественными элементами производства, то Кзо оценивается применительно к явочному числу рабочих подразделения из расчета на одну смену;
Практическое значение Кзо для массового производства может быть 0,1—1,0.
Таблица 2.1 – Ориентировочное определение типа производства по годовому объему выпуска и массе деталей
Тип производства | Годовой объем выпуска деталей при массе | ||||
До 1,0 кг | 1,0-2,5 кг | 2,5-5,0 кг | 5-10 кг | Свыше10 кг | |
Единичное | До 10 | До 10 | До 10 | До 10 | До 10 |
Мелкосерийное | 10-2000 | 10-1000 | 10-500 | 10-300 | 10-200 |
Среднесерийное | 1500-100000 | 1000-50000 | 500-35000 | 300-25000 | 200-10000 |
Крупносерийное | 75000-200000 | 50000-100000 | 35000-75000 | 25000-50000 | 10000-25000 |
Массовое | Свыше 200000 | Свыше 100000 | Свыше 75000 | Свыше 50000 | Свыше 25000 |
Принимаем среднесерийный тип производства.
Предварительный расчёт норм времени ведётся по приближённым формулам [2, прил. 1, стр. 148-149].
Рассчитаем нормы времени по каждому переходу по каждой операции.
Черновая обточка за один проход:
,
где d – диаметр обработки;
L – длина обработки.
Черновая подрезка торца:
,
Чистовая подрезка торца:
,
Чистовая обточка по 9-му квалитету:
,
Шлифование чистовое:
,
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--