Курсовая работа: Роль моделирования при работе над задачей в 5 классе
Власовой Ольги Сергеевны
специальность: 050201 математика
группа: М – 41 отделение: очное
Руководитель: Т.А. Трясцына
преподаватель методики математики
Защита состоялась:
Отметка:
2007
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
Теоретические основы моделирования.......................................................... 5
Понятие модели и моделирования.............................................................. 5
Моделирование в решении текстовых задач............................................... 10
Задачи на встречное движение двух тел................................................... 17
Задачи на движение двух тел в одном направлении................................ 17
Задачи на движение двух тел в противоположных направлениях.......... 18
Использование моделирования при работе над задачами на движение в 5 классе........................................................................................................................ 21
Заключение.................................................................................................... 39
Список литературы....................................................................................... 40
Приложение 1................................................................................................ 42
Введение
Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в условии.
Учебная деятельность при решении задач складывается из умственных действий и осуществляется эффективно, если первоначально она происходит на основе внешних материальных действий с предметами, а затем превращается во внутренние процессы.
Таким образом, действия первоначально целенаправленно отрабатываются в плане внешних операций с вещами, а затем эти действия только представляются и проговариваются и, наконец, действия сворачиваются и уходят во внутренний план.
Как правило, в процессе анализа задачи учитель, а, следовательно, и ученики используют лишь различные виды краткой записи задачи или готовые схемы. Создание модели на глазах у детей или самими учащимися в процессе решения задачи считается очень важным.
«Рисунки, схемы, чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их. Эти условия необходимы для того, чтобы обучение носило развивающий характер.»[10, 7]
Графические изображения, используемые для постановки познавательных задач, наглядно представляя соотношения между данными и искомыми величинами, помогают ученикам схватить смысл проблемной ситуации, а затем и найти возможный путь решения.
Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, то есть уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми параметрами. Для этого следует применять моделирование и учить этому детей.
Целью данной курсовой работы является разработка системы приемов моделирования.
Задачи:
1) познакомиться с понятиями «модель» и «моделирование»;
2) рассмотреть разные виды моделей, включить их в практическую работу с детьми;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--