Сочинение: Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой
Салтыкова Ю.В.
студентка 5 курса
дневного отделения
Научный руководитель -
доцент О.П.Миллионщикова
1998
Содержание
Стр.
Введение | 3 | |
Глава 1. Семантические особенности сравнений | 8 | |
§1. | Сравнения, характеризующие абстрактные понятия | 8 |
§2. | Сравнения, дающие портретные характеристики человека | 17 |
§3. | Сравнения, характеризующие предметы | 22 |
§4. | Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках | 25 |
§5. | Сравнения, выражающие действие | 28 |
§6. | Сравнения, характеризующие внутреннее состояние героев | 30 |
§7. | Сравнения, употребленные для описания свойств личности героев | 32 |
§8. | Сравнения, предметом которых являются животные и растения | 34 |
Глава 2. Особенности построения сравнений | 38 | |
§1. | Сравнительные обороты | 38 |
§2. | Сравнения, выраженные творительным падежом | 44 |
§3. | Сравнения, выраженные родительным падежом | 46 |
§4. | Сравнительные придаточные предложения | 49 |
§5. | Сравнения, построенные как синтаксический параллелизм | 50 |
§6. | Отрицательные сравнения | 51 |
§7. | Присоединительные сравнения | 52 |
§8. | Сравнения с союзом “чем” | 53 |
§9. | Сравнения, являющиеся членами вставных конструкций | 54 |
§10. | Сравнительные наречия | 57 |
§11. | Имена прилагательные со сравнительным значением | 57 |
§12. | Сравнения, образованные с помощью вспомогательных имен прилагательных, наречий и глаголов | 59 |
Глава 3. Структурные особенности сравнений | 62 | |
§1. | Полные сравнения | 62 |
§2. | Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует признак | 67 |
§3. | Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует предмет | 72 |
§4. | Неполные сравнения, в структуре которых присутствует только образ | 74 |
Глава 4. Эмоционально-экспрессивная окраска сравнений | 78 | |
§1. | Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка | 78 |
§2. | Словообразовательные средства усиления экспрессивности сравнений | 80 |
§3. | Способы усиления экспрессивности сравнений и их эмоциональная окрашенность на лексическом уровне | 86 |
§4. | Сравнения - фразеологизмы в творчестве М.И.Цветаевой | 91 |
§5. | Средства усиления экспрессивности сравнений на синтаксическом уровне | 93 |
Заключение | 100 | |
Библиография | 102 | |
Приложение | 107 |
Введение
В последнее время вопрос о лингвистической природе сравнений привлекает к себе все более пристальное внимание языковедов. Сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и эмоционально они проявляются в языке художественной литературы. Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных позиций. Существует много научных работ, в которых авторы исследуют роль и функции сравнений в языке отдельного писателя или поэта. Так, например, В.П.Вомперский анализирует стилистические функции сравнений в прозе М.Ю.Лермонтова (14). Другой исследователь - Е.А.Некрасова - изучает сравнения в стихотворных текстах А.Блока, Б.Пастернака и С.Есенина (4). Г.Н.Основина, обращая особое внимание на образность сравнений, рассматривает их на примере произведений А.Гайдара. Она подчеркивает, что сравнения служат для раскрытия внутреннего мира персонажей, конкретизируют картины внешнего мира, различные зрительные и слуховые представления читателя (42).
Но наиболее интересными представляются нам работы теоретического плана, посвященные изучению структуры, функций и типов сравнений.
Р.А.Будагов уделяет внимание проблеме зависимости сравнения от семантики целостного повествования. Исследователь пишет о том, что “сравнения осмысливаются на фоне широкого контекста, часто на фоне всего произведения, как художественного целого”. (6 ; 30).
Сравнение имеет очень четкую определенную структуру. В.В.Вомперский выделяет три элемента построения сравнений:
- предмет (то, что сравнивается);
- образ ( то, с чем сравнивается);
- признак (то, на основании чего сравнивается) (14);
Именно его терминология структурных компонентов сравнения будет использована в настоящей работе. Рассматривая сравнения, характерные для романтического и реалистического стилей, В.В.Вомперский выделяет такие разновидности сравнений, как
- нераспространенные сравнения;
- распространенные сравнения;
- сравнения, образ которых осложнен причастными, деепричастными конструкциями или придаточными предложениями;
- прием повтора сравнений;
- сравнение - параллелизм. (Характерное для народной поэзии);
Б.В. Томашевский делит сравнения в зависимости от того, в какой степени развит тот или иной элемент сравнения:
- предмет и образ сравнения кратки, лаконичны;
- предмет представляется в виде развитого положения, а образ дается кратко;
- предмет только указан, а образ сравнения очень развитый; (62).
По мнению Б.В.Томашевского, действенность сравнения определяет его новизна и распространенность. Относительно распространенности сравнений он отмечает два интересных типа:
- сильно распространенный образ сравнения может становиться законченным и самостоятельным. Такое сравнение в античности называлось “гиперболой”.
- неполные сравнения, в которых вообще опущен признак;
Е.А.Некрасова рассматривает сравнения по принципу, в основу которого положен характер восприятия сравнений адресатом. (37) Исходя из этого, она выделяет два типа:
- сравнения общеязыковые, их признак и образ заранее известны;
- сравнения, в основу которых положены неожиданные сопоставления;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--