Творческий путь Шарля Бодлера
...Бодлер, я думаю о вас.
П. Антокольский
Многие поколения читателей французского поэта Шарля Бодлера считают одиноким мечтателем, неким романтическим призраком, который разгуливает по улицам большого мирового города, призраком, поджидающим таинственную красоту в ночи.
Бодлера можно назвать предшественником одного большого направления в литературе, которое получило такое название как «декаданс». Он первый понял, что наступает кризис в духовной культуре конца XIX — начала XX веков и посвятил в это своих современников.
Бодлер начинал как журналист и пробовал себя в литературной критике. Он открыл для своих современников талант Делакруа, а также прекрасную музыку великого композитора Вагнера и книги Эдгара По. И этим он смог заслужить себе признание и шагнул в будущее. Но главное в его жизни – был сборник стихотворений «Цветы зла», он и остался единственным творением поэта.
Книга вызвала скандал в обществе, на автора даже завели уголовное дело. Оставшиеся книги были арестованы. К счастью, книга очень быстро продавалась, и слава все-таки пришла к Бодлеру. Сборник просто поражал читателей своей откровенностью, которая ни пред чем не останавливалась. Поэт не побоялся выставить себя в не очень приятном свете, скорее дурном. Он смог показать лицо жизни, которое практически никто не замечает:
Глупость, грех, беззаконный, законный разбой
Растлевают нас, точат и душу, и тело.
И, как нищие — вшей, мы всю жизнь отупело
Угрызения совести кормим собой.
Слабо наше раскаянье, грех наш упрям.
Мы вину признаем ради щедрой награды, —
Слезы смоют все пятна — так кажется нам.
Стихотворения «Падаль» и «Пляска смерти» прозвучали как вызов морали общества. На страницах «Цветов зала» мы можем увидеть Бодлера, который ожесточен до крайности, имеющего неистовое воображение и непримиримую вражду ко всему окружению.
Стихотворение «Альбатрос» показывает нам сравнение автора других поэтов с гордыми птицами, бороздящими просторы океана, которые парят «под угрозой, в урагане над праздной толпой»:
Так, Поэт, ты паришь над грозой в океане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Дух поэта всегда устремляется «в сияющую даль, в заоблачный простор, в надзвездные таинственные сферы».
Блажен, кто, отряхнув земли унылый прах,
Оставив мир скорбей коснеть в тумане мглистом,
Взмывает гордо ввысь, плывет в эфире чистом
На мощных, широко раскинутых крылах, —
так Бодлер написал в своем стихотворении «Воспарение». Творчество поэта олицетворяет неприязнь ко всему тому, что окружает его, что рушит красоту. Он мечтал о победе красоты, эта мечта была очень сильна в его душе. Стихотворение «Гимн красоте» - это своего рода обращение к ней и обращается он к красоте как к своей возлюбленной:
И что мне, рождена ты светом или тьмою,
Когда с одной тобой, о вечный мой кумир —
О ритм, о цвет, о звук! — когда с одной тобою
Не так печальна жизнь, не так ужасен мир.
Творчество Шарля Бодлера во многом отразилось на творчестве других французских поэтов-символистов. Они переняли от поэта страсть к красоте и безупречный стиль, а также строгое соблюдение рифмы и поражающую слух звукопись. Но внутренние миры поэтов, которые последовали по пятам Бодлера, были еще мрачнее и отчаяннее…