Сочинение Сочинение на тему: НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКА

 

Известный поэт, основоположник литературного итальянского языка Данте Алигьери назван критиками «последним поэтом средневековья», который стал одновременно и «первым поэтом нового времени». Обладая уникальным мировоззрением, имеющим черты устоявшихся средневековых представлений, он, тем не менее, привнес альтернативное гуманистическое  видение окружающей его действительности в литературу. Рожденный в эпоху разрушения старых устоев, традиций и порядков, Данте стал тем, кто сказал такое необходимое миру свежее слово, тем, кто определил иной взгляд на мир, на само  существование человека, на отведенную ему роль и предназначение.

Возможно,  новаторские повороты мысли автора определялись, в какой-то мере, трагическими обстоятельствами в его судьбе. Данте был изгоем в современном обществе. За свои политические убеждения он не единожды приговаривался к казни. Все это служило причиной его постоянных скитаний по Италии. Поэт не мог примириться с ноющей мыслью, об обреченности людей прозябать в мире, в котором правит неравенство. Ему хотелось видеть соотечественников счастливыми, свободными, равными в своих правах. Непонятый изгнанник своей родины, Данте Алигьери желал мира и покоя своей стране, которая находилась в состоянии перманентной войны.

Идеализированные взгляды поэта на жизнь и государственную власть, сформировали в нем веру в справедливого монарха, искреннего миротворца, способного чудесным образом возродить Италию. Таким правителем ему представлялся германский император того времени Генрих VII. Свои, мысли, чувства, убеждения Данте открыто высказывал в сочинениях, придавая им автобиографичный оттенок. Лирический герой поэм Алигьери — тоже разочарованный, одинокий скиталец, который верит в могущество и безграничность человеческой мысли. Переживания и чувства поэт всегда ставил превыше всего, он утверждал, что наибольшей ценностью является личность, при этом, удел и благополучие народа важнее, тем не менее, собственного счастья. Все творчество  классика – страстная, непримиримая борьба за светлые идеалы, свободу, счастье и справедливость. Вынужденно лишенный возможности участвовать в политической жизни страны непосредственно, он вел свою войну со злом с помощью пера.

Глубина и сила чувств Данте, вечный его призыв к сплоченности и единству народа, наиболее выразительно отражены в его автобиографии – сборнике произведений «Новая жизнь». Высочайшим счастьем на земле видится ему священная любовь к Беатриче — женщине, не раз воспетой в его стихотворениях. Это чувство окрыляло поэта, вдыхало в него жизнь, помогало преодолевать сложные преграды и разочарования. Впрочем, широкая натура творца не насыщалась одной лишь любовью. Его острый, жаждущий знаний ум пребывал в  вечном стремлении к наукам. Именно в просвещении он видел путь к спасению для человечества.

Новаторские для того времени неожиданные гуманистические взгляды Данте Алигьери высказывал во множестве своих произведениях. Так, в научных трактатах «О народном красноречии», «Пир», «О монархии» автор призывает всех людей, независимо от происхождения и положения в обществе, приобщаться к наукам, обогащаться знаниями, развивая свой ум. Он выступает также с дерзким протестом против неограниченной власти церкви, смело выражает надежду на благоразумное прекращение войн. Благополучие и счастье человечества Данте зрел во всемирной монархии — своем романтическом идеале государственного строя. При такой власти, считал поэт, в обществе не станет разногласий и конфликтов, она принесет долгожданное счастье всему многострадальному народу. Мысли такого рода вызвали бурю негодования у общественности: автора уличали то в утопизме, то в непростительном  «возвращении к средневековью». Да и сам слагатель понимал некую противоречивость своих идей. Скорее всего, это объяснялось тем, что в тех условиях ему невозможно было отыскать единственно верного решения проблем своих современников. Поэт видел жестокую несправедливость, чувствовал острую необходимость перемен, но еще не в силах был найти реальных путей достижения гармонии, мира и справедливости.

Весть о смерти мудрого Генриха VII застала врасплох Данте Алигьери, как раз находившегося в плену своих двойственных чувств. Сообщение чрезмерно взволновало поэта — фактически оно означало верный крах всех его несбыточных надежд. Последовавший душевный кризис, автор преодолеет, лишь приступив к работе над «Божественной комедией». Автор считал: «Цель этого произведения — вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью». Он объяснял, что стремился изобразить историю человечества, идущего в потемках, ошибающегося, находящего путь и снова его теряющего. Также шел по жизни и сам Данте – скитался по странам и не находил ответов на вопросы, которые его мучили. Он проводит своего лирического героя через все круги ада, показав читателю анархию, царящую в мире, гнусную ложь, сопровождающую человека на каждом шагу, мерзких «безгрешных» церковников, внедряющих в обществе свои лицемерные законы. Он оголяет и внутренние изъяны человеческой души: эгоизм, жажду власти, гордыню и собственничество. Все произведение пронизано идеей о возможности попадания человека в райские места, только после достойного преодоления земных этих соблазнов и препятствий. Данте искренне верит в то, что люди способны достичь счастья лишь с помощью знаний, искренней любви друг к другу и Божественной благодати. Этим произведением поэт стремился открыть страждущим перспективы не потусторонней, загробной, а близкой, земной жизни. Автор разыгрывает суд над человеческими пороками не столько с целью показать испорченность человека и всего общества, сколько во имя улучшения жизни на земле. Стремясь научить людей жить верно, классик вовсе не уводит их от окружающей действительности. Наоборот, он сознательно глубоко погружает читателей в нее, заставляя заметить, прочувствовать ее темную сторону, пробуждает в их душах пылкое желание встать на бой с недостатками этого мира.

Творчество Данте Алигьери, многоплановое и разнообразное, наполнено, в целом, духом борьбы, жгучим стремлением к свободе, справедливости, счастью, гармонии и красоте. В большинстве своих произведениях поэт затрагивает важные общечеловеческие проблемы, проявляя истинное мастерство в создании живых реалистических образов, выступая тонким психологом и философом. Несмотря на трагичность сюжетов и глобальность затронутых проблем, творчество Данте поражает и манит своей неуловимой жизнерадостностью, верой в людей, в их светлое будущее.

К-во Просмотров: 2012
Найти или скачать Сочинение на тему: НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКА