30. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взгладами Ф.М.Достоевского.

30. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взгладами Ф.М.Достоевского.
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Дело с творчеством Ф.М. Достоевского, который откровенно отрицал насильственные, революционные методы борьбы остоиь не просто. В.И. Ленин крайне негативно относился к произведениям Ф.М. Достоевского: «На эту дрянь у меня нет свободного времени». «Морализирующая блевотина», «Покаянное кликушество» (о «Преступлении и наказании»). Однако в 20-е годы ХХ века Достоевский еще не был запрещенным писателем. В этот период его произведения трактовались прежде всего с точки зрения социальной проблематики. Образы героев Достоевского рассматриваются в их борьбе за существование, преступление Раскольникова мотивируется его бедственным положением. С началом правления Сталина и ужесточением политического режима в стране творчество Достоевского запретили. Творчество Ф.М. Достоевского стало разрешено в начале 60–х гг. XX века. Религиозные искания Достоевского относили к его заблуждениям, и в связи с этим Достоевский объявлялся очень противоречивым писателем. В школе Достоевский начал изучаться лишь в 70-е годы XX века. Перед изучением «Преступления и наказания» учителю необходимо было дать очерк жизни и творчества писателя, указать на сложный и противоречивый характер его творчества. Необходимо было показать гуманизм Достоевского и идеологическую борьбу вокруг наследия писателя. В качестве «творческих знаний» по литературе школьники должны были усвоить, что такое «Проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя». В романе «Преступление и наказание», согласно советским школьным программам, необходимо было подчеркнуть «боль за человека как основу авторской позиции, а также суровую правду изображения безысходности и одиночества “маленького человека” в безжалостном мире эксплуатации и угнетения» . В постсоветский период в изучении творчества Ф.М. Достоевского в школе, несмотря на столь же малое, как и в советский период, количество уделяемых на него часов, все же наметились и положительные тенденции. Его перестали объявлять противоречивым писателем и порицать за его отношение к православной религии. В программах появились аннотации к его произведениям с выделением христианских идей. Наряду с выделением идейно-нравственной проблематики романа «Преступление и наказание», подчеркивается «Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения)» .Однако в некоторых случаях современные программы до сих пор характеризуют произведения Ф.М. Достоевского в русле советской методологии, что особенно очевидно в аннотациях к роману «Преступление и наказание», в котором в качестве основной выделяется проблема униженных и оскорбленных, и бунт Раскольникова. На первый план выходят «образы униженных и оскорбленных», и образ Сонечки Мармеладовой в этом контексте подается в аспекте поиска писателем нравственного идеала. Христианские идеи практически не акцентируется, лишь мельком упоминается о наличии библейских мотивов в романе. Достоевский вынес “символ веры”, в основу которого легло народное чувство Христа» .Почвенническая идеология Ф.М. Достоевского состоит из трех стадий развития человечества: Христос как идеал, критика современных социалистов, всесветное объединение во имя Христово посредством православной веры -это и есть идеей произведения, но люди по разному трактуют основную идею данного произведения, в зависимости от своего субъективного взгляда и понимания творчества Достоевского.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы