Развитие культуры в СССР в эпоху перестройки

Развитие культуры в СССР в эпоху перестройки
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
1985–1991 годы  стали для СССР поистине революционными.   Весьма плодотворной  была внешняя политика.  М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.Гораздо драматичнее складывалась ситуация внутри страны, которая к 1985 г. оказалась на пороге очередного кризиса. Правительство попыталось провести «косметический ремонт», считая социализм в СССР вполне жизнеспособным. С 1987 г. началась «перестройка», реформа политической системы, затем последовали отменена 6-ой статьи Конституции, формирование многопартийной системы, были избраны Президенты СССР и России. Граждане стали свидетелями и участниками «парада суверенитетов», процесс завершился распадом огромной державы. В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений,  пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда,  абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения. В этих условиях усиливается интерес к религии. В Россию хлынули секты, в том числе и тоталитарные, запрещенные в других странах. Лжеучителя не стеснялись использовать криминальные методы привлечения верующих (гипноз,  психотропные средства). Ярким примером является многочисленное  движение «Белое братство».Разумным противовесом для людей, испытывающих потребность в вере, стало возрождение русских православных традиций. После долгих гонений церковь превращается в полноправный государственный институт. Выходит большое количество религиозной литературы. Были изданы Библия, в том числе и для детей, Библейская энциклопедия,  «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых».Образование. С середины 80-х проблемы школы стали предметом пристального внимания общественности.  В прессе появились многочисленные критические публикации. Большой популярностью пользовались знаменитые останкинские вечера педагогов-новаторов. В «Учительской газете»  сторонники кардинальной реформы школы опубликовали свой  манифест под названием «Педагогика сотрудничества». Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы. Основные тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество окончательно и без сожаления  расстается с социалистическим реализмом.  Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности. По большому счету, в творчестве возникла пауза. Во-первых, потому, что хлынул поток серьезных, «мощных» произведений. На фоне таких гигантов трудно стать лидером. «Художник должен чувствовать себя идущим рядом с эпохой, идущим чуть впереди эпохи!» – говорит режиссер А. Герман. Во-вторых, выяснилось, что творческая интеллигенция не умеет работать в условиях свободы. Привыкли жить под прессом, бороться, а теперь – не с кем и не с чем. Вместо творческой работы начались распри, столкновения консерваторов и реформаторов, раздел «имущества» композиторами, художниками, литераторами, актерами. Все это выплеснулось на страницы печати, на радио и телевидение, отнюдь не способствуя духовному обновлению общества. Не случайно, 64% опрошенных деятелей советской культуры отметили, что ситуация в их творческом  союзе ухудшилась.В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров. Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает,  часто спектакли идут при полупустых залах.  Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы