Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Салтыков -Щедрин мой любимейший писатель. Он был настолько велик, что сам в это свое величие не верил, и, писал свои произведения как сказки, мол чего только не насочиняешь. Его философия и трезвость оценок были настолько убийственными для любой власти, что он не стал своим ни в каком веке процветания России. Он хотел такую Россию, что до сих пор и представляется среднему человеку очень туманно.
Величайшим его произведением была именно повесть "История одного города".
Эта история настолько органична и достоверна, насколько и сказочна:
"Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию. Преимущественно же препятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь достоверном и правдоподобном. Ныне, роясь в глуповском городском архиве, я случайно напал на довольно объемистую связку тетрадей, носящих общее название "Глуповского Летописца", и, рассмотрев их, нашел, что они могут служить немаловажным подспорьем в деле осуществления моего намерения. Содержание "Летописца" довольно однообразно; оно почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как-то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложения данями откупщиков и т. д. Тем не менее даже и по этим скудным фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах"
"уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах" - в этом "в уловить физиономию" и есть весь гений Салтыкова - Щедрина.
Все повествование идет в двух параллельных плоскостях. С одной стороны - абсолютная достоверность, с другой - полная сказочность сюжета. Такого сочетания мне не встречалось нигде в мировой литературе. Нет веры в деталях, но есть полная вера в глобальном.
"Въехал в город на белом коне, упразднил науки и сжег гимназии" - неповторимый шедевр!
Гипербола. Но, если знаешь историю чиновничества России - то ничего невероятного.
А каков язык!
Читая его не сразу понимаешь, что псевдокрестьянский язык им выдуман. Он настолько органичен, что читая: - "Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути" - не сразу видишь невозможность такого жизнеукладства, и, одновременно, полную ее реальность в Руси.
Каждое его произведение, в том числе и "История одного города" - мировой шедевр - кажется тонким издевательством над тупым крестьянином. До определенного момента. Этот момент истины наступает в разных произведениях по-разному, но неизбежен. И тогда становится совершенно очевидным - не крестьян он бичует, а тех, кто старательно делает их такими.
А его опись градоначальникам! Как жаль, что его нет с нами сегодня! Какое бы богатство образов современного чиновничества он нам описал бы!
И была в нем вера в счастливое решение проблем города Глупова:
"Оно пришло...
В эту торжественную минуту Угрюм-Бурчеев вдруг обернулся всем корпусом к оцепенелой толпе и ясным голосом произнес: -- Придет... Но не успел он договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение свое".
История прекратила течение свой.
Но только для Угрюм-Бурчева.
Народ же проводил его исчезновение с треском равнодушным взглядом и принялся строить свою жизнь.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы