В чем вы видите нравственный подвиг митрополита филиппа

В чем вы видите нравственный подвиг митрополита филиппа
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
 «Подвиг святого Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный на том же соборе, что и Герман (архиепископ Казанский, избранный Иоанном Грозным на митрополичий престол, но спустя два дня смещенный царем.— С. Б.), из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещевая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор... Для святого Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры: «Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское».Впечатление этого слова правды, сказанного в лицо тирану, было велико, но в деморализованной опричниной России мало было охотников следовать путем Филиппа. Собор епископов по требованию царя низложил митрополита, обвиненного в неясных для нас преступлениях. Заточенный в Тверской Отрочь монастырь, через год страдалец был задушен Малютой Скуратовым во время карательного похода царя на Новгород». (Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 126.) Житие митрополита Филиппа было создано в конце XVI—начале XVII в. Житие дошло до нас в большом количестве списков и в нескольких редакциях. Г. Г. Латышева, исследователь житий, определяет две редакции как основные. Условно она назвала их: одну— Колычевской, другую — Тулуповской, по списку в сборнике Германа Тулупова 1633 г. Сокращенный перевод дается по списку, хранящемуся в ЦГАДА, ф. 181, рукописное собрание МГА МИД, ед. хр. (дело) 336/781, Житийный соборник начала XVII в. Тулуповская редакция. Публикуется впервые.1          Колычевы—известная на Руси боярская фамилия.Род Колычевых почти был истреблен Иваном Грозным.2          Цитата из Евангелия от Луки, гл. 7, стих 25.3          Цитата из Евангелия от Матфея, гл. 6, стих 24.4          Автор жития повествует о значении услышанныхслов для Феодора — он решает оставить богатство, царский двор и служить только Богу.5          «Божественным  огнем   Утешителя» — т.   е.   ДухаСвятого.6          Преподобный Александр Свирский — см. примечание 21 к Житию преподобного Зосимы Соловецкого.7          Цитата из Евангелия от Луки, гл. 14, стихи 28—29.8          Митрополит   Московский   и   всея   России   Афанасий— бывший инок Чудова монастыря. Был избран намитрополичий престол в феврале 1564 г. Он был духовником царя Иоанна IV Грозного, пытался бороться противопричнины, но его воля была сломлена отъездом царяв Александровскую слободу. Оставил митрополию 19 мая1566 г. «за немощию велиею» и вернулся в Чудов монастырь. После его отречения царь призвал из Соловковигумена Филиппа.9          Ср. Псалом 18, стих 51, а также Псалом 20, стих 7.10        В Успенском соборе в Кремле.11        «....пока не пройдут назначенные семь тысяч летвсегоршей муки» — отголоски средневековых представлений, основанные на том, что мир просуществует лишь семьтысяч лет. После истечения этого срока последует Страшный суд и второе пришествие Иисуса Христа.12        Иоанн Грозный перенес свою столицу в Александровскую слободу раньше избрания митрополита Филиппа.   После  его  избрания  в  течение  почти  полуторалет ужасы опричнины стихли — наступил краткий периодотносительного покоя, хотя Русь находилась в разорении. Конфликт с царем произошел из-за возобновления террора опричников зимой 1567 г.—весной 1568 г.13        Псалом 14, стих 5.14        Псалом 14, стих 3.
Гость
 «Подвиг святого Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный на том же соборе, что и Герман (архиепископ Казанский, избранный Иоанном Грозным на митрополичий престол, но спустя два дня смещенный царем.— С. Б.), из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещевая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор... Для святого Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры: «Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское».Впечатление этого слова правды, сказанного в лицо тирану, было велико, но в деморализованной опричниной России мало было охотников следовать путем Филиппа. Собор епископов по требованию царя низложил митрополита, обвиненного в неясных для нас преступлениях.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы