Контрольная работа: История античной психологии
Конец 6 начало 5 века до н.э.
Гераклит
Космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки.
- Душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Он полагал что душа испаряется из влаги.
Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души.
Отделил деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Т.о., разные стороны познания у Гераклита – это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.
Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания.
460-370 гг. до н.э.
Демокрит
Один из основателей античной атомистики.
Душа материальна и состоит из наиболее подвижных мелких круглых атомов.
Душа является источником активности, энергии для тела.
- Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств.
- Все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными.
- После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
- Существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление.
«Человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир».
Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности.
В мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине, все причинно обусловлено.
Около 460-377 до н.э.
Гиппократ
Изучал человека и проявление его темперамента.
Эмпирический характер медицинского исследования.
Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни.
Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменял учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная).
Трактовал мозг как орган психики,, полагая что он является большой железой.
Источник и причину различий людей Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. ÞСоздал учение о четырех темпераментах: сангвиник (когда преобладает кровь), флегматик (когда преобладает слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь).
Первый человек который заговорил о индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
6-5 вв. до н. э.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--