Учебное пособие: Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития
Совершенствование навыка чтения учащихся с задержкой психического развития.
Выполнил: Пахомова Любовь Вениаминовна
учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г. Лысково
I. Аналитико-прогностическое обоснование проекта
1) Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта
В процессе осуществления школьной реформы стало очевидным, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие математической задачи, грамматическое правило; затрудняются выделить главное в учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.
Мной ведётся обучение во 2 классе, по специальной (коррекционной) программе VII вида. Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Класс был сформирован в 2009 году. Все дети направлены психолого-медико-педагогической комиссией. 7 человек из 11 не усвоили знания и умения в объёме требований программы 1 класса и переведены в связи с этим во 2 класс КРС (Коррекционно-развивающего сопровождения).
Актуальность совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:
· чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам;
· как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;
· преждевременное использование работы с текстом при не сложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;
· одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе является целенаправленное управление формированием навыка чтения.
В программе по чтению для начальной школы системы КРС (авторы Р.Д. Тригер, Н.А, Цыпина) сказано:
"Одна из основных задач уроков чтения – формирование прочных навыков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения.
К концу 1 класса обучающиеся должны овладеть правильным плавным слоговым чтением с элементами чтения целыми словами. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 20 – 25 слов в минуту. (30 – 40 слов/мин. "Школа России").
Требование к уровню сформированности навыка чтения к концу 2 класса: сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста 30 – 40 слов в минуту", (не ниже 50 слов/мин. "Школа России").
Свою работу по повышению уровня сформированности навыка чтения я начала с диагностики:
· психологического портрета класса;
· определения среднего уровня скорости чтения;
· определения качества чтения;
· определения читательского кругозора детей.
Инструментарий диагностики, который мы использовали, включал в себя следующие методики:
~ методика Айзенка (изучение индивидуально-психологических черт личности);
~ самооценка тревожности (Гамезо М.В. и др. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития)
~ наблюдения за учащимися;
~ замеры (для определения скорости и качества чтения);
~ анкета (для определения читательского кругозора).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--